Упражнения при плоскостопии у детей – лечебная гимнастика (лфк) для профилактики и исправления проблем

Комплекс упражнений при плоскостопии у детей

Занятия лечебной физкультурой и гимнастикой — неотъемлемая часть лечения при плоскостопии. Удобство заключается в том, что заниматься ребенок может в домашних условиях, для достижения результата не обязательно посещать дорогостоящие процедуры. О том, как проводить занятия для ребенка, мы расскажем в этой статье.

Для чего это нужно

ЛФК, т. е. лечебно-физкультурный комплекс при плоскостопии, всегда входит в состав комбинированного консервативного лечения.

Более 80% случаев детского плоскостопия поддается коррекции благодаря щадящему воздействию, без операции.

При продольном и поперечном плоскостопии, а также при комбинированной деформации стоп 1-2, а иногда и 2-3 степени, врачи начинают лечение именно с комплексного лечения. В него входят массаж, мануальная терапия, ношение ортопедической обуви, рекомендованной ортопедом, а также гимнастика.

Гимнастические ортопедические занятия позволяют укрепить мышцы стоп, сухожилия, мышцы голеностопа, что способствует исправлению легкого и среднего плоскостопия.

При тяжелых аномалиях показано оперативное вмешательство, но и случаи тяжелых патологий стоп — не такое уж распространенное явление.

Поэтому можно смело утверждать, что ЛФК — одна из основ успешной коррекции плоскостопия в подавляющем большинстве случаев. Первые занятия можно против поликлинике по месту жительства под наблюдением опытного инструктора — медицинского работника, а впоследствии выполнять комплекс упражнений дома.

Перед началом занятий следует знать, что наилучшие результаты от гимнастики и массажа стоп можно получить в возрасте от 7 до 15 лет, лучше всего коррекции поддается плоскостопие у детей в возрасте от 10 до 12 лет.

Продольное плоскостопие при таком воздействии лечится лучше, чем поперечное. Курс лечения длительный, мгновенного результата ждать не стоит. По статистике, для коррекции требуется в среднем от 2 до 3 лет. В некоторых случаях, требуется около 5 лет систематических и планомерных занятий.

Универсального списка упражнений и приемов не существует, поскольку каждому ребенку назначается определенная программа занятий с учетом степени и вида деформации, особенностей стопы. Но есть основные упражнения, которые входят практически во все комплексы лечебной физкультуры. О них расскажем подробнее.

Что понадобится для занятий

Для более эффективного выполнения некоторых упражнений комплекса понадобится иметь под рукой:

  • гимнастическую палку;
  • стул по возрасту;
  • тенисный мячик;
  • мягкий коврик из пенополиуретана;
  • ортопедический массажный коврик.

Проблемы и вопросы могут возникнуть только с последним пунктом, потому как выбор подобных изделий в магазинах и ортопедических салонах велик.

Выбирая коврик-аппликатор для лечения, нужно заручиться рекомендациями врача-ортопеда, который расскажет обо всех особенностях патологии у ребенка и подскажет, какой именно коврик ему подойдет наилучшим образом.

Для лечебных целей выбирают массажный коврик из жестких материалов с выраженным выступающим рельефом или игольчатой текстурой.

Мягкие и щадящие коврики больше подходят для профилактики плоскостопия, нежели для лечения.

Выполнять упражнения из положения стоя можно на аппликаторе (не более 15-20 минут в день), а затем – на обычном мягком коврике из пенополиуретана.

Тренажеры

Если разрешит лечащий хирург-ортопед, родители могут приобрести ребенку тренажер или мини-тренажер от плоскостопия. Сегодня существует большой выбор и тех, и других. Это и дощечки- возвышенные платформы для наступания, и пупырчатые мячики для занятий и одновременного массажа стоп, и круглые вращающиеся платформы с неровной поверхностью.

Упражнения на тренажерах должны дополнять занятия, но ни в коем случае не отменять лечебную физкультуру как таковую.

Комплекс упражнений

Комплекс включает в себя упражнения из различных положений. Начинать всегда рекомендуется с тех, которые делаются из положения лежа:

  • Упражнение 1. В положении лежа на мягком коврике- «пенке» ребенку нужно потянуть носочки сначала вправо, затем влево, потом — на себя. Заключительным движением будет поворот стоп внутрь, по направлению друг к другу, как это делается ладошками при хлопке.
  • Упражнение 2. В положении лежа ребенку нужно слегка поднять ноги, чтобы пятки не касались коврика, и потянуться носками к коврику. Хорошо, если удастся коснуться ими поверхности.
  • Упражнение 3. В положении лежа ребенку нужно приподнять ноги, после чего стопой левой ноги нужно провести по правой, а затем поменять ноги и проделать то же самое на противоположную сторону.

Вторая часть комплекса выполняется сидя на коврике:

  1. Попросите ребенка вытянуть ножки и по очереди опускать и поднимать пальчики то на левой, то на правой ноге.
  2. Руками обхватываются пальцы стоп. Ребенок при этом нагибается вперед, а затем медленно тянет стопы пальчиками по направлению к себе.
  3. Сидя, попросите ребенка согнуть колени, поставив стопу только на пальчики. Медленно сводите пяточки и разводите их, при этом носки не должны отрываться от коврика.
  4. Сидящий на коврике ребенок должен захватит носочками стоп теннисный мячик. Как только это получится, нужно поднимать и опускать мяч, не выпуская его.
  5. Сидя на коврике, ребенок должен покатать стопами мячик между носочками и пяткой, согнув ноги в коленях.

Сидя на стульчике (важно, чтобы мебель была ребенку по возрасту, то есть стопы при сидении не болтались в воздухе, а уверенно касались пола), выполняется вторая часть упражнений из положения сидя:

  • Упражнение 1. Попросите ребенка по очереди сгибать и разгибать пальчики на ногах.
  • Упражнение 2. Попросите ребенка «написать» стопами в воздухе максимально ровные и широкие круги. Сначала это стоит сделать по часовой стрелке, а затем — против нее.
  • Упражнение 3. Попросите ребенка по очереди отрывать от коврика, то пятки, то носочки, можно делать это «перекатом» с носков на пятки и обратно.
  • Упражнение 4. Ножки ставятся на внешнее ребро, и из этого положения следует плавно и медленно перевести стопы в положение вертикально на внутреннем ребре.
  • Упражнение 5. Теннисный мячик перекатывают от правой ножки к левой, каждой делая несколько круговых движений подъемом стопы на мячике.

Упражнения в положении стоя лучше выполнять на массажном ортопедическом коврике, о котором говорилось выше.

Длительность этой части комплекса не должны превышать 15 минут:

  1. Попросите ребенка пройтись по коврику сначала на носочках, а потом – на пяточках.
  2. По коврику следует походить сначала на внешней стороне стопы, а затем — на внутренней.
  3. Попросите ребенка сделать перекаты на неровной массажной поверхности коврика с пяток на носки, а затем наоборот.
  4. Завершите все прыжками на коврике — аппликаторе.

Вторая часть комплекса в положении стоя выполняется на ровной поверхности:

  1. Ребенок должен покатать стопой гимнастическую палку. Сначала — на шаг вперед, а потом назад. Так будет массироваться и укрепляться весь свод стопы.
  2. Зажав гимнастическую палку руками поперек лопаток, зафиксировав спинку в прямом положении, нужно совершить несколько приседаний, стараясь при этом не отрывать пятки от поверхности пола.
  3. Ребенок, опираясь руками на поставленную перед собой в вертикальное положение гимнастическую палку, должен совершать по очереди повороты на пятках — влево и вправо.

Каждое упражнение комплекса при плостостопии желательно выполнять по 7-10 раз, занятия должны быть ежедневными.

Возрастные особенности

Лечебная физкультура эффективна в дошкольном и младшем школьном возрасте, а также у подростков до 15-16 лет, пока стопа еще находится в стадии формирования. В более взрослом возрасте остановить прогрессирование болезни и запустить обратное ее развитие с помощью гимнастики и массажа зачастую не представляется возможным.

Наиболее внимательными при лечебной физкультуре должны быть родители малышей. Не стоит заставлять их заниматься насильно, чтобы не отбить желание навсегда. Особенно это касается занятий на аппликаторе.

Гимнастика потребует определенной педагогической гибкости от родителей — если сейчас больно или трудно, то можно отложить упражнение на потом.

Зарядку важно проводить в игровой форме, чтобы малышу было интересно. А вот с подростками лучше выбирать обратную тактику — только настойчивость родителей и правильная мотивация помогут юноше или девушке справиться с существующей проблемой.

Для малышей занятия лучше начинать с 2-3 минут в день, постепенно увеличивая время до 15 минут. Подростки могут начинать с 5-6 минут в день, увеличивая нагрузки и время выполнения каждого упражнения постепенно, чтобы уже через пару недель прийти к ежедневным 20-25 минутным занятиям.

Разрешенные виды физической нагрузки

Многих родителей интересует, какие виды физической нагрузки дополнительно могут помочь в коррекции плоскостопия, а какие – лишь навредят. Самый главный вопрос, конечно, касается освобождения от занятий физкультурой в школе. Ортопеды в этом вопросе единодушны — освобождения не требуется, для детей со 2-3 степень плоскостопия показаны занятия в спецгруппах.

Каждый учитель физкультуры знает, что такое спецгруппа по плоскостопию, и подберет для ребенка только те упражнения и нагрузку, которые ему не навредят и пойдут на пользу.

Ребенку с плоскими стопами однозначно не стоит заниматься тяжелой атлетикой, пауэрлифтингом, боксом, при которых нагрузка на ноги очень велика.

Категорически противопоказан бег и особенно конькобежный спорт и фигурное катание.

Не рекомендует спортивная гимнастика и любой спорт, связанный с прыжками — нагрузка на позвоночный столб при этом нешуточная, а ребенку с нарушенной амортизацией стопы вынести ее будет в разы тяжелее. Футбол и хоккей, таким образом, тоже отменяются.

Диагноз «плоскостопие» не означает, что дорога в спорт ребенку «заказана». С деформированными стопами можно и нужно заниматься плаванием (исключая прыжки в воду), синхронным плаванием.

Очень полезны занятия восточными единоборствами — тхэквондо, каратэ, джиу-джитсу, айкидо. Помочь исправлению продольного плоскостопия у детей и подростков могут занятия велоспортом.

Полезные советы

Лечение будет более эффективным, если родители будут придерживаться важных правил успешного лечения плоских стоп:

  • Следите за весом ребенка. Излишний вес — это дополнительная нагрузка на голеностоп, коленный и тазобедренный суставы, которые и без того ощутимо страдают при уплощении стопы. Питание должно быть сбалансированным, в меру легким, не лишенным витаминов и полезных минералов. Полезно во время лечения принимать в пищу студень или холодец — это блюда оказывает положительное влияние на формирование хрящевой ткани.
  • Хождение босиком. Для ног в большей степени полезны не комфортные домашние тапочки, а хождение босыми стопами по полу, ковру, кафелю. Чем разнообразнее поверхность, тем лучше. Хорошо, если есть возможность отпускать ребенка ходить босиком по песку, земле, траве. Не нужно бояться, что чадо простудится, от хождения голыми ногами даже по весьма прохладной поверхности заболеть невозможно. Системное переохлаждение может наступить в том случае, если ребенок будет на холодном сидеть попой.

  • Согласование типа обуви с ортопедом. Выбирать ортопедическую обувь нужно только тогда, когда об этом скажет врач-ортопед. Самовольство в этом случае может лишь навредить. Иногда бывает вполне достаточно носить ортопедические стельки, вставленные в самые обычные пары обуви.

Тяжелая и массивная ортопедическая обувь показана только ребятам с серьезными деформациями, а также после операций на стопе.

И в этом случае врач дает полные рекомендации, по которым изготавливается пара ортопедической обуви. Она учитывает все патологические изменения в ножке конкретного ребенка.

Физиотерапия

Лучше всего сочетать гимнастику при плоскостопии с массажем и физиотерапией. Из современных методов можно обсудить с врачом так называемое тейпирование — поддержку определенных мышц стопы специальными клейкими лентами.

С тейпами можно и нужно заниматься лечебной гимнастикой, а поскольку ленты-тейпы перераспределяют мышечную нагрузку, то эффект от такого «дуэта» будет более позитивным и быстрым.

О том, что такое плоскостопие у детей и что с ним делать, смотрите в следующем видео.

медицинский обозреватель, специалист по психосоматике, мама 4х детей

Лечебная гимнастика при плоскостопии и косолапости у детей

Что такое плоскостопие и почему оно возникает. Лечебная гимнастика при продольном плоскостопии: упражнения для малышей, комплексы для дошкольников, универсальная гимнастика.

При плоскостопии у детей гимнастика является неотъемлемой частью лечения. Её несомненный плюс в том, что заниматься можно дома, не посещая поликлинику или больницу. Более 80% случаев плоскостопия у детей исправляются без операции. Чаще всего начинают именно с комплексного лечения, в которое, помимо гимнастики, входит массаж, мануальная терапия и ношение специально подобранной обуви.

Что такое плоскостопие

Плоскостопие — это заболевание, при котором своды стопы становятся плоскими. Из-за того, что ходьба — неотъемлемая часть жизни, любые нарушения в здоровье ног негативно сказываются на многих органах. При плоскостопии проблемы появляются в коленных суставах, бёдрах и позвоночнике.

Заболевание может быть как врождённым, так и приобретённым. К одиннадцати годам почти половина детей страдает плоскостопием. Однозначно назвать причину его возникновения нельзя, но выделяют несколько основных:

  • Избыточный вес;
  • Наследственная предрасположенность;
  • Высокие нагрузки на ноги;
  • Последствия заболеваний, вызывающих паралич мышц и связок стопы: ДЦП, рахит, полиомиелит и др.;
  • Травмы;
  • Слабость мышц и связок.

Важно вовремя заметить начало деформации стопы. Обычно в первую очередь внимание на изменения в походке ребёнка обращают родители или воспитатели в детском саду. Реже малыш сам жалуется родителям на изменения. Вот признаки имеющейся проблемы:

  • Косолапость, когда малыш наступает не на всю стопу, а только на внутренние края или сильно подворачивает ступни внутрь.
  • При долгой носке подошва обуви (особенно заметно на каблуках) стаптывается с внутренней стороны гораздо сильнее.
  • Ребёнок не любит долго ходить, а если, всё же, приходится, то жалуется на боли в ногах и спине.
Читайте также:  Как начать заниматься спортом дома с нуля и побороть лень навсегда

Если есть хотя бы один из перечисленных признаков, то нужно обратиться к врачу-ортопеду. Даже если нет твёрдой уверенности в том, что что-то не так, лучше проконсультироваться — это позволит предупредить болезнь.

Здоровая стопа опирается только на три точки: в области мизинца, большого пальца и пятки. Эти точки соединены сухожилиями, связками и мышцами, которые образуют своды. Своды бывают двух типов в зависимости от расположения:

  1. Продольные, которые проходят по внутреннему краю стопы;
  2. Поперечные, которыми соединены основания большого пальца и мизинца.

При плоскостопии опора перемещается на середину стопы, а эти своды уплощаются. Продольное плоскостопие можно обнаружить даже при осмотре: кожа на своде должна быть нежно-розового цвета. Если она синюшная, багровая или, наоборот, слишком бледная, нужно обратиться к врачу.

Важно обращать внимание на детей годовалого возраста. У них проблемы с ногами не так очевидны, потому что подворачивание стоп и косолапость чаще всего списывают на детский возраст. На деле, если в год малыш весит больше 12 килограммов и подворачивает стопы при ходьбе, нужно обратиться к врачу.

Упражнения для малышей

Первые занятия советуем проводить в поликлинике под присмотром врача, а затем уже заниматься дома. При косолапости у детей гимнастика помогает натренировать мышцы, что позволит держать стопу правильно.

Если ребёнок не ходит, то упражнения ему помогают выполнять родители. Вернуть своды на место можно простыми сгибаниями и разгибаниями стопы вниз, к подошве, и обратно, затем внутрь.

Когда малыш подрастёт и сможет уверенно стоять на ногах, нужно выполнять с ним ряд других упражнений. Удобнее делать это босиком:

  • Ходить на носочках и на пяточках;
  • Собирать с пола мелкие детальки пальцами ног, катать карандаши;
  • Ходить попеременно на внутреннем и внешнем крае стоп;
  • Ходить по гимнастической палке или обручу.

Для детей от 5 лет гимнастика от плоскостопия уже более сложная и комплексная, поэтому такие упражнения рекомендуются для совсем маленьких. Малышей лучше не заставлять выполнять упражнения насильно, это отобьёт у них охоту заниматься и процесс только усложнится. Желательно проводить зарядку в игровой форме. Начинать надо с 2−3 минут постепенно увеличивая время до 15 минут.

Комплекс для дошкольников

Дети дошкольного и школьного возраста могут выполнять упражнения и самостоятельно, и под присмотром взрослых. Главное, чтобы это происходило регулярно. Вот подходящие упражнения:

  • Нужно катать мячик ногой в положении сидя. Сначала одной ногой, потом другой, затем обеими.
  • Сводить носки, не отрывая пятки от пола.
  • Сесть на пол, можно опереться спиной на стену. Затем согнуть ноги, развернув стопы подошвами друг к другу, и сводить — разводить их.
  • Сжимать — разжимать пальцы ног.
  • Ходить наружными краями стоп, отведя плечи назад и поставив руки на пояс.
  • Лечь на спину, расставить ноги и хлопать подошвами.
  • В том же положении согнуть ноги к груди, зажать стопами мяч и покатать его от пятки к носку.
  • Лёжа вытянуть вперёд ноги и делать стопой по другой ноге скользящие движения.
  • Лечь на живот, прижать пятки к ягодицам, вытянуть носки и схватить их руками. Полежать некоторое время.
  • Стоя ухватиться за стул и, имитируя ходьбу, поднимать пятки. Носки при этом от пола не отрывать.

Универсальная гимнастика

Есть и другие упражнения, делать которые лучше вместе со взрослыми. Так будет удобнее контролировать их правильность. Следующие упражнения выполняются, когда ребёнок находится в положении лёжа:

  • Нужно тянуть носочки ребёнка влево, потом вправо, потом на себя. Потом нужно развернуть ступни друг к другу, как при хлопке.
  • Слегка приподнять пятки, чтобы они не касались коврика. Ребёнок в это время должен потянуть носки вниз. В идеале они должны коснуться пола.

После этого малыш должен сесть. Вторая часть комплекса:

  • Ребёнок вытягивает ноги и по очереди опускает и поднимает пальцы то на одной, то на другой ноге.
  • Нужно, чтобы ребёнок нагнулся вперёд к вытянутым ногам и ухватился за пальцы. Потом он должен потихоньку тянуть стопы к себе.
  • Сидя ухватить пальцами стоп теннисный мячик. Когда это получится, поднимать и опускать его.
  • Сидящий ребёнок должен согнуть ноги в коленях и опереться на носочки. Нужно сводить и разводить его пятки, не отрывая носочки от коврика.

Следующая часть выполняется сидя на стуле. Важно, чтобы он был ребёнку по росту: стопы должны уверенно касаться пола, в то время как ребёнок удобно сидит, оперевшись на спинку:

  • Простое сгибание и разгибание пальцев ног.
  • Сидя, ребёнок должен описывать в воздухе максимально ровные окружности. Сначала по часовой стрелке, затем против.
  • По очереди отрывать от коврика то пятки, то носочки. Можно делать это перекатом.
  • Катать по полу теннисный мячик. Делать это нужно сводом стопы.

Следующий блок выполняется стоя. Желательно для него использовать ортопедический коврик, продолжительность занятия не должна быть дольше 15 минут:

  • Сначала по коврику нужно походить на носочках, потом на пяточках.
  • Походить на внешней, потом на внутренней стороне стопы.
  • Сделать перекаты с носков на пятки.
  • В конце просто попрыгать.

Пример некоторых упражнений на видео:

Следующая часть выполняется на ровном коврике. Нужно использовать гимнастическую палку:

  • Сначала ребёнок должен покатать её стопой на шаг назад, затем вперёд. Это укрепит всю стопу.
  • Потом палку нужно зажать поперёк лопаток и сделать пару приседаний, стараясь держать спину ровно и не отрывать пятки от пола.
  • Опираясь на поставленную перед собой палку крутиться на пятках.

Каждое упражнение желательно выполнять по 5-7 раз. Оптимальное время для занятий с малышами — 15 минут в день, с подростками — 25. Если ребёнку сложно или больно, не нужно настаивать на выполнении упражнения, но и переставать совсем тоже плохой вариант. Нужно начинать с простого и постепенно усложнять задачу.

Массаж и рельефные коврики для лечения

Продольное плоскостопие у детей гимнастика полностью вылечивает в больше случаев. Ортопедические занятия укрепляют мышцы стоп и голени, а также сухожилия. Наиболее эффективно лечение при комбинированной деформации стоп 1−2 степени. При тяжёлой форме назначают хирургическое вмешательство, но случается это нечасто.

Лучше всего плоскостопие поддаётся лечению массажем и упражнениями у детей 10−15 лет. Наиболее эффективно оно с 10 до 12. Продольное лечится легче, чем поперечное. Но лучше всего, заранее озаботиться его профилактикой.

Курс лечения обычно занимает 2−3 года, в некоторых случаях требуется больше времени. Главное — регулярность и упорство. Можно выполнять задания по одному или комплексно. Главное, чтобы они были ежедневными.

Существуют специальные приспособления, которые помогают в занятиях. Например, коврики, валики и мячи. Их поверхность имеет различные неровности: шипы, фигуры разной формы и т. п., которые раздражают подошвы ног и укрепляют мышцы. Все эти приспособления нужно выбирать исходя из рекомендаций врача, потому что размер, форма и материал изделий напрямую зависят от конкретной патологии, обнаруженной у ребёнка.

Для лечения рекомендуются жёсткие коврики с выраженным рельефом, а для профилактики подойдут и мягкие. Выполнять упражнения на лечебном коврике нужно 15−20 минут в день, затем лучше перейти на мягкий материал.

Существуют также разные тренажёры для лечения деформации стопы, но применять их можно только с разрешения врача. Нужно учитывать, что они дополняют гимнастику, но не заменяют её.

Также стоит отметить, что при плоскостопии у детей гимнастику для ног должен прописать врач. Именно он может подобрать наиболее подходящий комплекс упражнений, хотя существуют и универсальные, которые подходят почти каждому.

Комплекс ЛФК при плоскостопии у детей и взрослых

Содержание статьи:

Проблема плоскостопия является третьей по распространенности среди всех заболеваний опорно-двигательного аппарата человека. По частоте встречаемости в мире обгоняют плоскостопие лишь остеохондроз позвоночника и артрозы крупных суставов. Данная патология стопы встречается в разных возрастных группах, после 50 лет признаки плоскостопия обнаруживаются у 70% пациентов. Медицина располагает отличными способами улучшить состояние стоп и без вмешательства ортопедов. Достаточно разобраться в происхождении заболевания и начать заниматься лечебными упражнениями.

Что такое плоскостопие

Плоскостопие – хроническое заболевание, при котором происходит изменение конфигурации стопы, а именно уплощение ее сводов. Форма подошвы человека изменяется, что влечет за собой комплекс проблем для организма. Выделяют несколько причин появления плоскостопия:

1. Врожденная слабость соединительных тканей, а вследствие и связок стоп. Травматологи-ортопеды определили достоверные случаи семейного плоскостопия. Стоит иметь в виду, что данная патология опорно-двигательного аппарата физиологична для детей до 5 лет. Изначально у новорожденных ножки имеют абсолютно плоскую поверхность, а при обретении навыков хождения стопа обретает «взрослый» вид.

2. Перенесенные заболевания мышц, нервных окончаний, в результате которых нарушается тонус стопы, своды расслабляются и стопа уплощается. К этой группе относят рахит, полиомиелит, парезы нижних конечностей (после инсульта, при запущенном остеохондрозе позвоночника, травме нервов).

3. Непосредственно травмы скелета могут вызвать тяжелое плоскостопие. Часто оно возникает вторично после переломов таза, бедра, сложных переломов лодыжки. Данное плоскостопие практически невозможно устранить без оперативных вмешательств.

3 степени плоскостопия

Медики условно различают три степени плоскостопия в зависимости от уплощения подошвы.

  • Для определения в домашних условиях достаточно влажной ногой стать на легко намокающую бумагу.
  • После этого необходимо рассмотреть полученный след. Самый узкий перешеек отпечатка на бумаге должен составлять половину от реальной ширины стопы.
  • Если есть увеличение более двух третей от ширины – это говорит о максимальной, третьей степени плоскостопия. Для максимально точного диагноза ортопед обязательно выполняет рентгеновский снимок стоп в двух проекциях.

Лечебная физкультура при плоскостопии

Для исправления функции стопы и уменьшения прогресса плоскостопия несомненно подходят занятия ЛФК. Грамотный комплекс упражнений поможет ослабить заболевания следующими путями:

  1. Тренировка мелких групп мышц стопы, которые поддерживают форму и формируют своды.
  2. Постоянные занятия укрепляют бедра, голени, пресс, спину. Это позволяет человеку улучшить свою осанку.
  3. Снятие болезненного тонуса в мелких мышечных группах стоп. Тем самым заблокированные мышцы расслабляются, улучшается их питание. Это стимулирует восстановление сводов в стопах.

Наибольшую ценность имеют занятия ЛФК при плоскостопии в детском возрасте. Ортопеды отмечают, что методичные занятия могут полностью убрать плоскостопие первой и второй степени.

Правила выполнения ЛФК

Как и любой лечебный подход, ЛФК имеет свои особенности. Условия для успешных занятий физкультурой для лечения плоской стопы:

  • Комплекс упражнений выполняется ежедневно, 1 или 2 раза в сутки. Для взрослых длительность не должна превышать 20 минут. Дети менее усидчивы, поэтому предлагайте укороченные версии по 10 – 12 минут.
  • Занятия выполняются в удобной одежде, поддерживайте комфортную температуру воздуха в помещении (21−23 градуса).
  • Все подходы выполняются не через боль, только легкое потягивающее ощущение в мышцах и усталость после занятия.

ВАЖНО! При появлении резкой боли во время выполнения комплекса упражнения стоит прекратить и показаться профильному специалисту.

Упражнения при плоскостопии у взрослых и детей

Предлагаемый список упражнений максимально адаптирован для занятий на дому.

1. Упражнение «Каток». Сидя на стуле, спину держим прямо. По полу катаем стопой небольшой мячик для тенниса или яблоко. Достаточно выполнять упражнение по 1 минуте каждой ногой. Старайтесь, чтобы мячик катался не только серединой стопы, но и с участием носка, пятки.2. Упражнение «Кораблик». Сводим стопы подошва к подошве, формируя из них образную лодочку. Держим в максимальном сведении стопы 10 секунд (детям достаточно 4 – 5 секунд), расслабляем ноги и ставим их на пол. Повторять 4 раза.3. Упражнение «Разбойник». Больше подойдет для деток. Стопу ставим на вафельное полотенце, расстеленное по полу вдоль. На дальнем от ног конце кладем любой предмет средних размеров (игрушка, мяч, небольшая бутылочка). Нужно, перебирая и сминая полотенце стопой, постепенно притянуть предмет на полотенце к себе. Упражнение отлично разминает всю стопу, постоянные занятия максимально направлены на укрепление мышц, формирующих свод на подошвах. Достаточно повторить по 2 подхода с каждой ногой.4. Упражнение «Серп». Упираемся пяткой в пол, носком водим по полу влево и вправо, имитируя движения при жатве. Постарайтесь двигать носком стопы с наибольшей амплитудой. По 30 секунд на каждую ногу – достаточное время.5. Упражнение «Мельница». Сидя на полу, ноги вытянув вперед, носочки смотрят вверх. Вращаем носками стоп по кругу, имитируя движения лопастей в мельнице. Меняем направление вращения. Достаточно 1−1,5 минут на выполнение.6. Упражнение «Маляр». Исходное положение – сидя на полу, ноги вытянуты вперед. Подошвой правой ноги ведем по левой стопе, плавно поднимаясь по голени, до колена. Потом плавно ведем вниз. На протяжении выполнения стопа плотно прижимается к поверхности противоположной ноги. Повторите по 2 раза с каждой стопой.7. Упражнение «Окно». Сидя на стуле, стопы стоят на полу, прижаты друг к другу. Разводим стопы, отрывая внутренние их части от пола, как будто открываются оконные ставни. Повторить 10 раз.8. Упражнение «Художник». Зажмите между 1 и 2 пальцами ноги карандаш или палочку и «порисуйте» на полу. Можно использовать большой лист бумаги и предложить ребенку что-то нарисовать. Обязательно повторите упражнение с обеими стопами.9. Упражнение «Сборщик». Соберите некрупные предметы, разбросанные по полу, в коробку, используя только ноги.10. Упражнение «Барабанщик». В позе сидя на стуле, носочки вытянуты вперед, энергично касайтесь пола стопами поочередно, имитируя барабанные палочки. Выполняется в течение полуминуты.11. Упражнение «Гусеница». Сидя на стуле стопами перебирайте по полу, имитируя движения гусеницы, а именно: максимальное сгибание подошвы в дугу, затем разгибание. Стопа должна плавно продвигаться вперед. Повторите «гусеницу» с противоположной ногой. По 2 – 3 повтора достаточно.12. Хождение на пятках в течение 1 минуты.

Читайте также:  Бег или велосипед: что лучше для похудения и эффективнее сжигает калории

Для занятий с детками выбирайте по 5 – 6 разных видов на одно занятие. Так поддержите интерес ребенка, тем самым занятия ему не наскучат, и вы вместе добьетесь максимума в лечении плоскостопия.

Противопоказания

У инструкторов-методистов существует четкий список тех заболеваний и состояний человека, при которых заниматься ЛФК не только неэффективно, но и опасно. Основные пункты, на которые обязательно обращать внимание:

  1. Высокое артериальное давление, не снижающееся от приема гипотензивных препаратов (более 155 ⁄ 100 мм. рт. ст.).
  2. Наличие признаков инфекционного заболевания, сопровождающегося повышением температуры тела выше 37,5 градусов.
  3. Обширные поражения кожных покровов (язвы, обморожения, ожоги). Сюда же относятся инфекционные заболевания кожи: импетиго, рожа и прочие.
  4. Онкологические заболевания (кроме тех, которые в стойкой ремиссии более 2 лет).
  5. Анемия средней и тяжелой степени любой этиологии.
  6. Острый и подострый период инфаркта миокарда, ранний восстановительный период после инсульта.

Помните, что пациент сам себе доктор. Дисциплинированный подход к занятиям, надеемся, поможет вам достигнуть успеха в лечении болезни.

Видео: Лечебная гимнастика при плоскостопии

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Упражнения для плоскостопия для детей

Правильное формирование стопы влияет на работу всех органов и систем человека. Стопа может деформироваться и-за недостаточные развития мышц, поэтому рекомендуется проводить ЛФК при плоскостопии у детей. Какие упражнения необходимо выполнять и с какой регулярностью, рассмотрим далее.

Гимнастика при плоскостопии у детей

Лечебная физкультура при деформации стопы может стать отличной альтернативой операционного вмешательства, назначается на стадии коррекции опорно-двигательного аппарата и для закрепления полученных результатов лечения.

Специалисты рекомендуют уделять гимнастике не менее 15 минут в день, перед началом занятий обязательно проконсультироваться с доктором по поводу возможной нагрузки на суставы и длительности лечебной процедуры.

Польза гимнастики для ног при плоскостопии у детей:

  • Тренировка мышц голени;
  • Правильное формирование продольного/поперечного свода;
  • Улучшение прочности связок;
  • Усиление кровообращения;
  • Укрепление позвоночного столба;
  • Снятие усталости и отечности с нижних конечностей.

Это отличная профилактика плоскостопия в любом возрасте. Для детей полезно проводить ЛФК в игровой форме, таким образом занятия принесут не только пользу, но и удовольствие.

Общие требования к гимнастике

Заниматься с ребенком следует как в кабинете лечебной гимнастике, так и в домашних условиях, используя для этого специальные приспособления и снаряды, которые смогут обеспечить эффективное формирование глубины свода.

Упражнения для плоскостопия для детей не должны вызывать болезненные ощущения, переутомлять ребят. Важно контролировать постепенное увеличение нагрузки на суставы. Обязательно — периодический осмотр у доктора.

Регулярность занятий – 2 раза в день по 15 минут. Комплекс упражнений должен соответствовать возрастной категории, с учетом индивидуальных особенностей, степени патологии и самочувствия пациента.

Гимнастика для дошкольного возраста

В таком возрасте полезно практиковать игровые упражнения, количество подходов не должно превышать 10, а длительность занятия – не более 10 -15 минут. Обязательно делать разминку. Учитывать физическое и психическое состояние малыша.

  • Хождение с подушкой на голове – мешочек размером 10 на 10 см наполнить крупой, носить как можно дольше на голове – для коррекции осанки, правильного формирования походки;
  • Пятнашки – пятнать запрещается того члена команды, кто успел занять позицию с прямой спиной, согнутыми в локтях и сжатыми в кулаки руками, одновременно нужно вытянуть вверх указательные пальцы;
  • Подтягивание – дети бегают по лужайке, а после по определенному звуковому сигналу принимают позицию на носочках с поднятыми вверх руками.

Перечень простых упражнения для стоп при плоскостопии у детей в возрасте до 6 лет:

  • Сгибание/разгибание стоп с максимальной амплитудой – махи ногами по часовой стрелке и обратно;
  • Хождение на носках, пальцы поджимая внутрь, стопы должны переставляться параллельное друг другу;
  • Ходьба по ребристой поверхности, для этого занятия подойдет бабушкина стиральная доска;
  • Полуприседания, стоя на пальчиках – если у детей дошкольного возраста возникнут трудности с его выполнением, то нужно перенести задачу на более старший возраст;
  • Перекатывание палки вперед-назад при помощи стоп – в положении сидя с упором на ноги;
  • Захват пальцами ног мелких предметов, которые разложены по полу – карандаши, мячики, прищепки, кубики, шнурки.

В завершении зарядки пусть дети походят на внутренней/внешней стороны стопы. Длительность занятий со временем увеличивают, повторяют через определение промежутки времени, используют новые корригирующие упражнения из более возрастных категорий.

Гимнастика для школьного возраста

В положении стоя ребенок может выполнять такой комплекс упражнений – стоять на внешних краях стопы несколько минут, приседать, не отрывая пятки от пола, выполнять ходьбу на носках, пятках, сводах стоп.

Элементы гимнастики для детей в сидячем положении:

  • Сгибать и разгибать пальцы на ногах;
  • Поднимать с интенсивностью пятки и носки с пола по очереди;
  • Выполнять круговые движения стопами;
  • Тянуть носки вперед и назад;
  • Разводить пятки в сторону, не отрывая носки от пола;
  • Захватывать мяч ногами и поднимать на максимальную высоту.

Также полезно лазить по гимнастической стенке, ходить на доске, размещенной под уклоном. Эффективно использовать для занятий специальный массажный коврик с контрастной поверхностью.

В положении сидя на коврике можно вытянуть ноги вперед и попеременно разгибать пальцы руками, после потянуть носки на себя и от себя. Далее необходимо свести и развести пятки, не отрывая носки от поверхности.

Чтобы избавиться от плоскостопия, эффективно задействовать теннисный мячик – захватывать ногами и при подымать над полом, подбрасывать мяч ногами, катать изделие от носка к пятке вдоль стопы.

Выполняя упражнения при плоскостопии у детей необходимо обращать внимание не на длительность процедуры, а на ее регулярность. При улучшении самочувствия пациента нельзя прерывать лечебный курс.

Некоторые из упражнений для исправления плоскостопия можно делать на улице, по дороге домой, полезно стимулировать ребенка лазить по лестницам, бегать по ступенькам, ходить по бордюру, ездить на велосипеде, кататься на скейтборде. Летом полезно бегать босиком по траве, песку, гальке, главное, не травмировать ноги.

Все задачи ЛФК можно выполнять в любое время, в хорошо проветриваемом помещении. Гимнастика не всегда требует наличия специальных приспособлений – подойдет ходьба по грунтовой дороге, по горячему песку, необработанной коре дерева.

Дети школьного возраста должны заниматься ЛФК под контролем доктора. Необходимо после каждого занятия производить массаж мышц голени и стопы. Показано ношение ортопедической обуви со специальными вставками, для устранения усталости и боли в ногах.

К вышеописанным упражнениям можно добавить такие задачи:

  • Интенсивное надавливание пальцами на пол;
  • В положении – ноги врозь, а носки внутрь выполнять повороты туловищем в разные стороны;
  • Стопы поставить параллельно, теперь нужно повернуть их внутрь, надавливая ими на пол;
  • Хождение по палке или обручу серединой стопы (эффективно при лечении поперечного плоскостопия);
  • Легкие подскоки на левой/правой ноге.

Положительно зарекомендовало себя хождение босиком по фасоли: насыпать в миску и дать ребенку переминать ее ногами. Так оказывается эффективное воздействие на биологические точки, что вызывает укрепление всех мышц стопы.

Советы родителям

Дайте возможность ребенку в дошкольном возрасте активно развиваться со сверстниками, а не просиживать дома за учебниками. Позвольте детям ходить босиком в теплое время суток, бегать по лужам. С целью профилактики плоскостопия полезно плавание, ходьба на лыжах, спортивные игры с мячом.

Предотвратить проблему позволят регулярные осмотры у ортопеда, ношение обуви с супинаторами, из качественных материалов, по размеру ноги ребенка. Можно приобрести ортопедический коврик, благодаря которому малыш сможет тренировать мышцы стоп.

Важно правильно и сбалансированно питаться, употреблять достаточное количество витаминов и минералов. Достаточно количество жидкости позволит избежать истощения, нормализовать водно-солевой баланс.

При малейших нарушениях в развитии нижних конечностей важно обратиться за помощью к специалисту, а не заниматься самолечением, усугубляя патологический процесс.

ЛФК при плоскостопии у взрослых – подбор упражнений

Здоровая стопа анатомически имеет два свода, которые ее поддерживают, помогают фиксировать тело в равновесии и выполняют функции амортизаторов. При плоскостопии они опускаются, связки растягиваются, кости меняют свое положение и деформируются. Одним из эффективных методов лечения в этой ситуации является лечебная физкультура. Тщательно подобранные упражнения могут дать отличный коррекционный результат при условии их регулярного выполнения. Специальная гимнастика укрепляет тонус мускулов, улучшает эластичность связок, уменьшает боль и повышает работоспособность пациента.

Цели ЛФК при плоской стопе:

  • полное исправление деформации стопы (возможно только на начальном этапе);
  • остановка прогрессирования патологии;
  • тренировка мышц ноги для поддержания свода;
  • закрепление навыка правильной осанки, благодаря укреплению мышечного каркаса туловища

При плоскостопии в патологический процесс вовлекается позвоночник, поэтому упражнения для ног и непосредственно стоп должны сочетаться с общеукрепляющими упражнениями, при которых задействуют мышцы спины, живота, бедер.

Правила применения ЛФК при плоскостопии

  1. Регулярность – не менее 1 раза в день
  2. Длительность занятия – 15-20 минут
  3. Сочетание гимнастики с самомассажем стоп
  4. Постепенное увеличение нагрузки
  5. Упражнения выполняются босиком

Комплекс базовых лечебных упражнений при плоскостопии у взрослых

Упражнения выполняются с исходных позиций стоя, сидя и лежа. Для коррекции и закрепления результатов чередуют ходьбу на пятках, носках, на внешнем и внутреннем ребре подошвы. В этом случае особенно укрепляются плюсневые мышцы и подошвенный апоневроз.

Примерный комплекс упражнений при плоскостопии

  1. Разминка
  • ходьба на носочках и пятках – 1-3 минуты;
  • ходьба на внутренней и внешней поверхности стопы – 1-3 минуты;
  • стоя на одной ноге, согнуть другую в колене и вращать голеностоп в разные стороны, поменять ноги (15-20 раз);
  • ноги на ширине плеч, медленно подняться на носки, прочувствовав каждый палец и медленно опуститься (15-20 раз);
  • поза аиста – поднять одну ногу, согнув в колене, постоять 20-40 секунд (желательно с закрытыми глазами), поменять ногу;
  • ноги на ширине плеч – совершать полуприседания, расставляя руки в стороны
  1. Упражнения, выполняемые из положения сидя на стуле:
  • перед стулом рассыпать мелкие предметы, постараться пальцами ног их собрать (2-3 минуты);
  • согнуть пальцы ног, с усилием раскрыть их веером (15-20 раз);
  • упражнение «гусеница» – согнуть пальцы и подтянуть к ним пятку, выпрямить и повторить «шажки» 15-20 раз;
  • катать ногой скалку, мячик, мячик-ежик (2-3 минуты);
  • обхватить ступнями мяч и передвигать его в разные стороны;
  • носки не отрываются от пола, приподнимать пятки 15-20 раз;
  1. Упражнения, выполняемые из положения сидя на полу:
  • вытянуть ногу, вторую согнуть в колене и скользить ступней по полу (10-15 раз каждой стопой);
  • вытянуть ноги и с усилием потянуться пальчиками от себя, затем -на себя (15-20 раз)
  1. Упражнения, выполняемые из положения лежа на спине:
  • согнуть ноги и развести их в стороны – похлопать пятками друг с другом;
  • согнуть ногу в колене, прижать рукой к груди, делать круговые движения голеностопом, поменять ноги (15-20 раз)
  1. Заминка в положении стоя
  • походить на носочках и пяточках, на внешнем и внутреннем ребре стопы;
  • сделать упражнение «ласточка», отводя одну ногу назад (можно придерживаться за спинку стула), корпус подается вперед;
  • осуществить поворот туловищем в стороны без смешения стоп

Комплекс упражнений дан ориентировочный. Перед выполнением упражнений следует проконсультироваться с врачом, который откорректирует схему, дополнив ее специальными упражнениями, необходимыми конкретному пациенту.

Специальные приспособления для ЛФК при плоскостопии

Для большей эффективности зарядки используют разные специальные пособия, которые помогают стимулировать несколько мышечных групп и дают дополнительный эффект самомассажа:

  • ребристые доски,
  • геометрические кубики;
  • резиновые мячики со специальными выступами,
  • скошенные поверхности с гранями,
  • коврики с буграми;
  • гимнастические палки;
  • мячи разных диаметров;
  • Терабанд;
  • и многое другое.

Упражнения со вспомогательными предметами должны включаться во все циклы занятий, их можно выполнять вне полного цикла, как самостоятельные упражнения (например, во время работы за компьютером перекатывать пупырчатый шарик ногой). Перед занятиями желательно провести массаж стоп и голени, а после занятия – расслабляющий массаж ног.

Систематичность лечебных упражнений при плоскостопии

Хорошего результата с помощью упражнений можно добиться только в том случае, если они выполняются регулярно – 1-2 раза в день по 15-20 минут

ЛФК как профилактика плоскостопия

ЛФК является отличной профилактикой плоскостопия. Причем профилактикой надо заниматься уже в младшем детском возрасте, когда начинает формироваться суставно-связочный аппарат. В течение жизни полезно ходить босиком по траве, по неровной земле, по песку и гальке. Для закрепления эффекта следует сочетать упражнения с адекватным двигательным режимом, с самомассажем ног, с ношением правильной обуви.

Читайте также:  Упражнения Кегеля для женщин в домашних условиях при недержании мочи

Заключение

Лечебная физкультура при регулярном и добросовестном ее исполнении является одним из главных методов лечения при плоскостопии. Правильно подобранные и регулярно выполняемые упражнения могут остановить прогрессирование болезни, а на начальных стадиях в детском возрасте даже исправить намечающуюся патологию стопы. Но, если болезнь уже явная, то даже самая интенсивная физкультура не исправит плоскую стопу, хоть затормозить прогрессирование она все-таки может. В комплекс должны входить упражнения для укрепления мышц живота, спины, для коррекции осанки. ЛФК надо сочетать с другими рекомендациями ортопеда – правильный выбор обуви, ношение персональных стелек и ортезов, курс физиотерапии. Все упражнения необходимо согласовывать с лечащим врачом, так как они подбираются индивидуально в каждом конкретном случае!

Комплексы упражнений и игр для профилактики плоскостопия у детей дошкольного возраста

Татьяна Яковлева
Комплексы упражнений и игр для профилактики плоскостопия у детей дошкольного возраста

Гимнастика для стоп как средство профилактики плоскостопия

Основным средством профилактики плоскостопия у детей раннего и дошкольного возраста является гимнастика для стоп, направленная на укрепление мышечно-связочного аппарата стоп и голеней. Она также благотворно влияет и на общее укрепление организма ребенка. Гимнастика для стоп обеспечивает увеличение общей и силовой выносливости мышц, в первую очередь нижних конечностей, повышает физическую работоспособность, формирует навык правильной осанки. Физические упражнения, входящие в комплекс гимнастики оказывают хорошее вспомогательное воздействие, улучшают кровоснабжение и тонизируют мышцы, подтягивающие свод стоп.

Предлагаемые упражнения можно использовать в различных формах физкультурно-оздоровительной работы, как в специально-организованной деятельности, так и в самостоятельной двигательной деятельности воспитанников.

Комплекс №1

1. И. п. – стоя, носки и пятки вместе, спина прямая, держась за опору (спинка стула, шведская стенка, выполнить подъем на носки, 5-8 сек. и снова опуститься на стопу.

2. И. п. – сидя на стуле постараться поднять с пола мячик для настольного тенниса или иной мелкий предмет при помощи пальцев ног.

3. И. п. – сидя на стуле, широко расставив ноги, приближайте и отдаляйте от себя стопы по полу при помощи сгибания и разгибания пальцев ног, имитируя движения тела гусеницы.

4. И. п. – сидя на стуле, ноги вместе, ступни сомкнуты, следует развести колени в стороны и, оторвав пятки от пола, сомкнуть подошвы.

5. Походить 1-2 минуты на носочках, потом 30-60 сек. на пятках, на внутренней и на внешней стороне стопы.

6. Стоя, сомкнуть стопы вместе, а потом развести как можно шире носки, а потом и того же положения развести как можно шире пятки.

7. Не отрывая стоп от пола выполнить 5-10 приседаний.

8. Стоя на одной ноге, вторую согнуть под прямым углом в колене и выполнять вращательные движения голенью, а потом стопой. Сначала по часовой стрелке, затем против. Выполнив по 4 оборота в каждую сторону повторить то же самое с другой ногой.

9. Ходьба гусиным шагом 30-60 секунд, затем столько же в полуприсяде.

10. Захватив пальцами одной стопы карандаш походить так 30-40 секунд.

Комплекс №2

1. Ходьба по коврику с пуговицами.

2. Сидя на стуле, катаем палку ступней.

3. Ходьба по толстой веревке- «змее».

4. Катаем пальцами ног специальный гимнастический обруч.

5. Подпрыгивание на пальчиках (осторожно).

6. Сидя на стуле, подтягиваем к себе коврик пальцами ножек.

7. Захватываем пальцами ног карандаш или ручку, пытаемся что-то нарисовать в воздухе или листе бумаги.

Комплекс №3

Упражнениявыполняются сидя на стуле:

1. Выполняем стопами круговые движения.

2. Тянем носки на себя, затем от себя, не сгибая колени.

3. Сгибание-разгибание пальцев ног.

4. Сведение-разведение носков, при этом пятки не отрываем от пола.

5. Соединяем подошвы (колени не согнуты).

6. Большим пальцем ноге проводим по голени другой снизу вверх, затем меняем ноги.

7. Отрываем от пола носки, пятки поочередно.

8. Захват пальчиками ног различные предметы вокруг себя.

9. Провести подошвой и внутренним краем левой ступни по правой голени, поменять ногу.

10. Катаем подошвой различные овальные предметы.

Комплекс №4

Упражнения выполняются во время ходьбы.

1. Ходьба на носочках.

2. Перекаты с носка на наружную часть стопы, затем обратно.

3. Упираемся на внешние части подошвы, в таком положении стоим 40 секунд.

4 Приседание, не отрывая от пола пятки.

5 Стоя прямо, согнуть одну ногу в колене под прямым углом, выполняем вращения голенью, самой ступней.

Комплекс №5

Упражнения выполняются из и. п.– сидя на стуле:

1. Поджимание пальцев ног- 5 раз.

2. Приподнимание ступни на себя -5 раз. (пятки от пола не отрывать и наоборот).

3. Поочередное поднимание больших пальцев ног. -5 раз.

4. Ступни разверните внутрь, пятки прижаты к полу, поочередно поднимать каждый палец. Повторить- 5 раз.

5. И. п. – сидя на стуле, одну ногу поставить на пол, другую на мяч. Ногами попеременно, перекатывать мяч в разные стороны- 5 раз.

6. Обе ноги обхватывают мячик и поднимают его вверх — вниз -5 раз.

Комплекс №6

И. П. сидя на гимнастической скамейке, стуле, полу; ноги вытянуты вперед, руки свободно лежат на ногах, спина прямая.

1. «Здравствуйте – до свидания» – совершать движения стопами от себя/ на себя.

2. «Поклонились»– согнуть и разогнуть пальцы ног.

3. «Большой палец поссорился»– двигать большими пальцами ног на себя, остальными от себя. Если не получается, можно помочь руками.

4. «Поссорились, помирились»– развести носки ног в стороны, свести вместе.

И. П. сидя на коврике, руки в упоре сзади.

5. «Ёжи»– стопа опирается на массажный мячик. Перекатывать мячик с пятки на носок и обратно, максимально нажимая на него (8-10 раз каждой стопой).

6. «Подними платки»– около каждой стопы лежит по носовому платку. Захватить их пальцами ног, ноги поднять и удерживать в таком положении на счет 1-3, затем пальцы разжать, чтобы платки упали. Опустить ноги (6-8 раз).

7. «Растяни ленточку»– около пальцев ног лежит ленточка. Захватить ее концы пальцами, ноги поднять и развести в стороны (3- 4 раза).

8. «Нарисуй фигуру»– пальцами ног, захватывая по одному карандашу, выкладывать фигуры (квадрат, треугольник, стрелку) и буквы (А,К,Г,Л,П).

9. Ходьба на носках с разным положением рук (вверх, в стороны, на плечах).

10. Ходьба на пятках, руки в замке на затылке.

11. Ходьба на внешней стороне стопы.

Комплекс №7

1. Ходьба на носках, не сгибая ног, руки за головой, туловище прямо- 1-3 мин.

2. «Мишка косолапый» ходьба на внешних сторонах стоп, руки на поясе, туловище прямо- 2-5 мин.

3. Ходьба на носках по наклонной плоскости (по гимнастической скамейке, приподнятой над полом на 25-30 см).- по 5-8 раз вверх и вниз.

4. Ходьба по положенной на пол гимнастической палке, отводя ступни наружу, руки в стороны- 10-12 раз.

5. Ходьба по гимнастической палке правым и левым боком приставными шагами – 10-12 раз.

6. Приседание на палке, держась за гимнастическую стенку – 8-12 раз.

Комплекс №8

Упражнения выполняются в И. п.– лежа на спине:

1. Поочередно и одновременно оттягивать носки стоп.

2. Согнуть ноги, упереться стопами в пол. Развести пятки и свести. После серии движений расслабление.

3. Поочередное и одновременное приподнимание пяток от опоры.

4. Ноги согнуты в коленях и разведены, стопы соприкасаются друг с другом подошвенной поверхностью. Отведение и приведение пяток с упором на пальцы стоп.

5. Положить согнутую в колене ногу на колено другой, полусогнутой ноги. Круговые движения стопы в одну и другую сторону. То же сменив положение ног.

6. Скользящие движения стопой одной ноги по голени другой, «охватывая» голень. То же другой ногой.

Комплекс №9

Упражнениявыполняются в исходном положении сидя:

1. Ноги согнуты, стопы параллельны. Приподнимание пяток одновременно и поочередно.

2. Тыльное сгибание стоп одновременно и поочередно.

3. Приподнимание пятки одной ноги с одновременным тыльным сгибанием стопы другой ноги.

4. Ноги прямые. Сгибание и разгибание стоп.

5. Положить одну ногу стопой на колено другой ноги. Круговые движения стопой в обе стороны. То же другой ногой.

6. Захватывание пальцами стоп мелких предметов и перекладывание их на другое место. То же другой ногой.

7. И. п. – сидя, развести колени и подтянуть стопы до полного соприкосновения подошвенными поверхностями.

Комплекс №10

Упражнениявыполняются в исходном положении стоя:

1. Стопы параллельно, на расстоянии ширины ступни, руки на пояс. Подниматься на носках одновременно и попеременно. Приподнимать пальцы стоп с опорной на пятки одновременно и попеременно. Перекат с пятки на носок и обратно.

2. Полуприседания и приседания на носках, руки в стороны, вверх, вперед.

3. Стопы параллельны. Перекат на наружные края стопы и обратно.

4. Пятки вместе, носки врозь. Полуприседания и приседания в сочетании с движениями рук.

5. Стопы параллельны, руки на пояс. Поочередное поднимание пяток.

6. Стоя на гимнастической палке, стопы параллельны. Полуприседания и приседания в сочетании с движениями рук.

Игры и упражнения для профилактики плоскостопия

Цель: формировать навыки прав ильной осанки, укреплять мышечную систему; упражнять в правильной постановке стоп при ходьбе; укреплять мышцы и связки стоп с целью предупреждения плоскостопия; воспитывать сознательное отношение к правильной осанке.

Эстафета “Загрузи машину”

Оборудование: машины, палочки, карандаши, фломастеры.

Дети стоят босиком, руки на поясе, спина прямая, пальцами ног поочередно берут палочки и передают их друг другу по цепочке, последний складывает в машину.

Усложненный вариант. Соревнуются две команды.

Эстафета с палочкой

Оборудование: палочки длиной 20 см.

Дети стоят в одну линию, плечо к плечу. Первый ребенок берет пальцами ноги палочку и передает ее следующему участнику, не опуская на пол.

Усложненный вариант. Соревнуются две команды.

Эстафета “Построим лесенку”

Оборудование: то же.

Дети стоят в шеренге, плечом к плечу. Возле первого ребенка лежит 12-18 палочек. Дети передают по одной палочке друг другу, а последний выстраивает лесенку.

Эстафета с машиной

Оборудование: машина с веревочкой.

Дети стоят в шеренге, плечом к плечу. Возле первого ребенка стоит машина с веревочкой. Он пальцами ноги берет веревочку и подтягивает машину до второго ребенка, передает ее следующему, не опуская на пол.

Усложненный вариант. Соревнуются две команды.

Игра-имитация “Перейди вброд”

Оборудование: ящик, наполненный камешками (галька, косточки).

Дети имитируют движение мышат. Приставным шагом идут по камешкам друг за другом.

Оборудование: палочки (фломастеры, карандаши различной длины и цвета).

Дети, стоя босиком, пальцами ног составляют разнообразные сюжеты, используя палочки различного цвета и длины.

Оборудование: то же и образец — схема-рисунок.

Дети, стоя босиком, пальцами ног составляют узор по образцу и схеме.

Оборудование: бумага, гуашь, кисти.

Дети берут пальцами ноги кисть, набирают гуашь и рисуют солнышко (ягодку, дерево, заборчик, дом, машину и т. п.).

Оборудование: таз с водой, плавающие предметы (пробки, камешки.

Методика проведения: в таз с водой опускаются камешки и пробки, дети пальцами ног “ловят рыб” (пробки).

Оборудование: таз с водой, мелкие камешки и любой предмет, отличающийся от камней формой и величиной. Ребенок становится в таз с водой и, перебирая камушки, ищет спрятанный предмет.

Оборудование: платочки (салфетки).

На полу перед детьми платочки. Пальцами ноги дети собирают платочек в гармошку и отпускают 2 раза (стирают). Затем берут платочек за край, поднимают и опускают его (полощут) и снова собирают в гармошку (отжимают) и вешают платочек сушиться.

Консультация «Нетрадиционные средства профилактики плоскостопия у детей дошкольного возраста» Самым лучшим средством профилактики плоскостопия у детей является ходьба по земле, гальке, песку и траве. Но что делать в холодное время.

«Путешествие в джунгли». Конспект физкультурного занятия для профилактики плоскостопия у детей старшего дошкольного возраста Задачи: Образовательные: • упражнять детей в ходьбе и беге в колонне с дополнительными заданиями; • учить детей выполнять общеразвивающие.

Использование корригирующих упражнений как средство профилактики плоскостопия у детей дошкольного возраста Сегодня в дошкольных учреждениях уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям. Каждый из нас постоянно находится в поиске.

Картотека игровых упражнений, направленных на профилактику плоскостопия у детей для старшего дошкольного возраста Цель: укрепление и повышение тонуса мышц свода стопы. Игровое упражнение «Спрячь мышку»Оборудование: крышки от пластиковых бутылок, лист.

Комплекс упражнений для профилактики и коррекции плоскостопия Комплекс упражнений для профилактики и коррекции плоскостопияДанный комплекс упражнений направлен как на профилактику, так и на коррекцию.

Комплекс упражнений для профилактики и коррекции плоскостопия у детей дошкольного возраста кружка «Здоровый ребенок» 1. «Качели» (и. п – о. с, руки на пояс. Поднимаемся на носочки и опускаемся на пяточки) Раскачались все качели, Выше сосен, выше елей. В.

Ссылка на основную публикацию