Новость: творческие кружки в большей степени, чем занятия спортом, улучшают настроение и самооценку полных детей

Исследовательская работа “Как влияют занятия спортом на школьную успеваемость”

Влияние занятий спортом на школьную успеваемость

Скачать:

ВложениеРазмер
nou_kravchenko_a.i_m.docx502.45 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №143»

Как влияют занятия спортом на школьную успеваемость?

Выполнили ученицы 2 «Б» класса

Кравченко Ангелина и Милана

Гуляева Любовь Михайловна

Глава 1. Влияние спорта на развитие человека………………………с.5

Современные дети растут и развиваются в эпоху искусственного интеллекта, где компьютеры, ноутбуки, притягивают их внимание, удерживая перед монитором. Вследствие этого, большая часть свободного времени, которое должно было бы быть потрачено на прогулки, занятия физической культурой и спортом, просиживается детьми в душных, мало проветриваемых помещениях, мешая нормальному физическому развитию и нанося вред здоровью – формируя неправильную осанку.

Физическая активность и спорт для детей – необходимое и важнейшее условие нормального развития ума и тела. Вопрос о формировании у подростков ценностного отношения к своему здоровью, получение необходимых знаний о здоровом образе жизни, стремление вести здоровый образ жизни является одним из самых важных для подрастающего поколения. Учитывая все вышеперечисленное, можно считать тему данной работы весьма актуальной и очень важной на сегодняшний день.

Цель исследования: изучить влияние занятий спортом на школьную успеваемость.

– изучить литературу по теме исследования и определить значение физического воспитания учащихся;

– рассмотреть, как могут влиять различные виды спорта на интеллектуальное развитие человека;

– составить анкету и провести анкетирование учащихся 2 Б класса МАОУ СШ №143;

– опросить родителей, чьи дети занимаются спортом;

-узнать у классного руководителя средний балл успеваемости всех учащихся 2 Б класса;

– установить зависимость школьной успеваемости учеников от занятости их во внешкольных спортивных кружках и секциях;

-провести наблюдение на уроках и на переменах за учащимися, занимающимися и не занимающимися спортом;

– пропагандировать спорт и здоровый образ жизни среди одноклассников.

Гипотеза: предполагаем, что физически крепкие и занимающиеся спортом дети имеют в школе хорошую успеваемость.

Объект исследования: спортивная занятость и учебная успеваемость учащихся 2Б класса.

Предмет: влияние занятий спортом на интеллектуальное развитие учащихся.

ноябрь-декабрь -изучение литературы, фильмов по выбранной теме,

январь-март- проведение анкетирование, анализ полученных данных.

-анализ, обобщение научной литературы по теме исследования;

– статистическая обработка полученных результатов.

Научная новизна и практическая значимость: Элементом новизны нашего научного исследования выступает полученный нами эмпирический материал, который в перспективе можно подвергнуть научному осмыслению вместе с уже имеющимися исследованными данными по рассматриваемой проблеме и в действительности оценить эффективность занятий спортом. Работа может быть использована на классном часе для пропаганды здорового образа жизни, на уроках Окружающего мира, на родительских собраниях.

Для исследования были выбраны учащиеся 2 Б класса МАОУ СШ №143

в количестве 29 человек.

1 .Влияние спорта на развитие человека.

Еще в начале прошлого столетия В.А.Сухомлинский заметил, что “отставание в учебе лишь результат плохого здоровья”. Развивая эту мысль, можно сделать заключение, что хорошее здоровье – залог успешного обучения.

Многие авторы отмечают, что регулярные занятия спортом пробуждают и активизируют природные способности ребенка. Дают возможность снять усталость после напряженных школьных занятий, разрядиться психологически и получить дополнительную энергию на будущее.

Гимнастика даёт большое физическое развитие, высокую координацию движений, что ускоряет умственное развитие человека. (фото 1)

Плавание: систематическое пребывание в воде оказывает успокаивающее воздействие на нервную систему, повышая эмоциональную устойчивость и умственную работоспособность человека.

Футбол воспитывает чувство дружбы, товарищества, взаимопомощи, ответственности, уважение к партнерам и соперникам. Развивает двигательную память, внимание.

Самбо: высокая точность движений костно-мышечного аппарата позволит борцу успешно осваивать профессию лётчика, космонавта, хирурга, а также иметь успех в точных науках, музыке, организации движения любых дел любого направления. (фото 2)

Бокс: занятия боксом помогают не только улучшить свою физическую форму, но и привыкнуть к дисциплине и упорному труду, а также научиться добиваться поставленных целей.

Фигурное катание укрепляет здоровье: иммунную и нервную систему, улучшает работу сердца, легких, вестибулярного аппарата. Развивает ловкость и силу, улучшает координацию и скорость реакции. Улучшает осанку. (фото 3)

Сноуборд: занятия сноубордом приучают преодолевать трудности и препятствия, развивают смелость, решительность, создают интерес и любовь к систематическим занятиям, воспитывают чувство дружбы, коллективизма и взаимопомощи.

Выводы по 1 главе:

– существует множество видов спорта;

– систематические занятия спортом укрепляют здоровье и пробуждают и активизируют природные способности ребенка.

– спорт – лучший отдых после учебы!

2. Практическая работа.

Для исследования были выбраны учащиеся 2 Б класса МАОУ СШ №143.

Нами была разработана анкета.

1.Любишь ли ты заниматься спортом? (Да, нет)

2.Каким видом спорта ты занимаешься?

3 Сколько раз в неделю у тебя тренировки?

4.Какие кружки посещаешь? (перечисли).

5.Соблюдаешь ли ты режим дня? (Да, нет)

6. Тебе нравится учиться в школе?

В январе было проведено анкетирование. В анкете приняли участие 29 человек, в результате 18 человек – 68% опрошенных занимается спортом. Из них 7 мальчиков – 88,8% и 11 девочек- 61,1% спортсмены.

Мальчики занимаются боксом, дзюдо, футболом, баскетболом, самбо, сноубордом.

Девочки занимаются гимнастикой, плаваньем, фигурным катанием, танцами.

Количество тренировок у опрошенных 3-6 раз в неделю, но при этом 13 человек (68%), помимо занятий спортом, успевают посещать дополнительные кружки (английский язык, рисование, бумагопластика и т.д.)

Среди детей, которые не занимаются спортом всего лишь 4 человека (36,4%) посещают дополнительные кружки.

Т.е. можно сделать вывод, что занятия спортом дисциплинируют и организуют ребенка.

У классного руководителя 2Б класса мы получили данные о средней успеваемости учащихся класса. Сделали анализ полученных данных. Результат анализа представлен в таблице 1.

Таблица 1. Успеваемость у учеников 2Б класса

«Не можете решить проблему? Бегите!» Ученый о том, как тренировки влияют на настроение и самооценку

В совместной с МТС рубрике «ЗОЖ» мы рассказываем, как можно менять свое тело и мысли. Сегодня выясняем, как обычная пробежка решает проблемы на работе и почему спортзал может спасти от депрессии. Наш эксперт – младший научный сотрудник лаборатории психологии спорта Ян Сороколит.

– Почему занятия спортом влияют на настроение?

– Во время выполнения физических упражнений вырабатываются гормоны-нейромедиаторы, которые улучшают настроение и самочувствие человека, тем самым приносят радость и удовлетворение. Это дофамин, эндорфины, адреналин и окситоцин. Каждый из них особенный и имеет свою конкретную функцию.

Дофамин – один из главных элементов в системе вознаграждения, который вызывает чувство удовольствия и служит своеобразной психологической наградой. Во многом благодаря ему у человека появляется желание. Выработку дофамина провоцирует любая активность, будь то вид спорта или обычная пробежка. Этот гормон помогает человеку мотивировать себя к чему-либо. Во многом на нем завязана мода на спорт и здоровый образ жизни. Маркетологи обещают людям, что после тренировки их ждет что-то хорошее, какое-то вознаграждение в виде красивого тела и здоровья. И люди отправляются в зал в погоне за дофаминовыми радостями.

Эндорфины – это природные опиаты, которые вырабатываются в железах нервной секреции. Они помогают человеку справляться с болью. Это во многом объясняет желание изнурять себя физически тяжелыми упражнениями. Ведь как результат в ответ на перенесенную боль человек получает прилив положительных эмоций на биохимическом уровне.

Адреналин – это гормон, ради которого люди идут на всякие авантюры: катаются на «американских горках», рискуют жизнью и занимаются экстремальными и соревновательными видами спорта. Тут все дело в чувстве эйфории и внутреннего подъема, которое он вызывает. В дозированных количествах он никакого вреда не несет, а даже наоборот – полезен. Но, если жизнь превращается в погоню за необходимыми ощущениями, это уже адреналиновая зависимость. С этим гормоном очень важно чувство меры.

Окситоцин – так называемый «гормон любви», который человек получает благодаря общению и отношениям с людьми. Для его выработки не обязательно должны быть контакты с любимым или родственниками. Достаточно будет, например, общения с товарищами по команде или знакомыми из тренажерного зала. Ощущение того, что человек не одинок, что его ценят, интересуются его жизнью, разделяют интересы, как раз и провоцирует выработку этого гормона. О его положительных свойствах можно говорить много: здесь противодействие стрессу, скорейшее восстановление мышц, снижение страхов и тревоги, даже продление жизни.

– Как эти нейромедиаторы проявляют себя на практике?

– Поговорим о депрессии. Один из симптомов, который появляется у людей с такой проблемой, – это ангедония, утрата способности получать удовольствие. То есть если раньше любимое дело, общение, вкусная еда приносили человеку радость и приятные ощущения, то в состоянии депрессии он попросту теряет ко всему этому интерес. В такой ситуации полезно сходить на тренировку уже потому, что с собственной биохимией человек бороться не в состоянии. Хорошенько выложившись в зале, он, хочет того или нет, получит выброс эндорфинов и, как следствие, подъем сил и хорошее настроение. В таком состоянии ему будет проще бороться со своими проблемами.

Часто спорт оказывается хорошим средством для выхода из тупиковых ситуаций. Например, на работе у вас плохие отношения с начальством, из-за этого вы постоянно испытываете стресс. Но дело свое любите и бросить не можете. Вы думаете: нельзя так жить постоянно, надо как-то разрешить негативную ситуацию. Но начальник отношения к вам не меняет, и повлиять на это вы не можете. Снова и снова эти мысли закручиваются в голове, и круг замыкается: вы ищете решение, не находите его, расстраиваетесь и снова безрезультатно ищете. Попробуйте в таком случае сходить в спортзал, хотя и может показаться, что в такой ситуации тратить свое время на спорт неразумно. Зачем? Все просто. На самом деле есть тесная связь между эмоциями и мышлением. Если эмоции подавлены, человеку сложно думать. Физическая активность – лучший стимулятор для насыщения мозга кислородом и выработки эндорфинов, которые поднимут настроение. За счет этого у вас будет лучше работать мышление, вы станете более трудоспособным и уравновешенным. Если вернуться к нашей ситуации, возможно, в таком состоянии вам будет проще понять, чем же так недоволен ваш шеф, и найти с ним общий язык. А может, и вовсе решиться на более радикальные меры и найти другую работу. С вашей-то приобретенной работоспособностью и уверенностью в себе!

– А какие виды спорта лучше всего подходят для борьбы со стрессом?

– Единственная панацея, которая однозначно подходит всем, – это бег. Вы бежите один, ни с кем не соревнуетесь, ни от кого не зависите. Это самое удобное, дешевое и эффективное средство от стрессов и способ получения эйфории. Только достаточно продолжительные и интенсивные физические нагрузки дают положительные психологические эффекты. При этом физические нагрузки аэробной направленности – такие как бег, плавание, танцы – связаны с более положительными изменениями настроения, чем анаэробные нагрузки – тяжелая атлетика, пауэрлифтинг. В остальном любая активность, которая доставляет вам удовольствие, – это источник эндорфинов. Нет определенного вида спорта, который больше подходит для нормализации психического состояния, всё индивидуально. Есть более и менее социальные виды спорта, командные и индивидуальные. Выбор того или другого – ваше личное дело. А если все-таки сомневаетесь, можете пройти специальное психологическое тестирование. Такое тестирование можно пройти в нашей лаборатории, и доступно оно не только профессиональным спортсменам, но и всем желающим.

– А может быть так, что эйфории нет?

– Общая схема такова, что эйфория должна быть обязательно. Исключение может быть только в трех случаях. Первый – вы недостаточно выкладываетесь на тренировке. Эндорфины появятся только тогда, когда вы будете вынуждены преодолевать боль и усталость. В случае с бегом дело не в дистанции и скорости, а во времени. Результата можете ждать только спустя 30 минут от старта. Если труда и боли не было, то и выброса гормонов не будет. Второй случай – это стресс, если нагрузка на организм слишком большая. Например, если с непривычки вы бегали два часа и просто валитесь с ног, то получите только негативные ощущения и усталость. Третий – неправильные ожидания. Если девушка идет на стадион или в зал только для того, чтобы покрасоваться в обтягивающих трико и получить внимание местных спортсменов мужского пола, но не получает его, то ее ждет разочарование. Какие уж здесь эндорфины. Поэтому очень важно понимать, для чего вам нужны занятия спортом и какого результата вы от них ждете.

– Есть ли минусы для психики у занятий спортом?

– Конечно же, минусы есть. Особенно осторожным нужно быть людям с психологическими проблемами. Например, доказано, что занятия единоборствами повышают агрессивность человека. Если парень приходит в спортивную секцию для того, чтобы утвердиться за счет более слабых, то это будет предпосылкой для развития девиантного поведения, причем не только на занятиях, но и в обычной жизни.

Еще одна проблема – неправильная дозировка нагрузок. Если вы будете настолько сильно уставать на занятиях, что не сможете работать, это выльется не только в физическую усталость, но и легко может перерасти в стресс. Перебор со спортивными увлечениями опасен для людей, которые предрасположены по каким-то генетическим факторам к цели во что бы то ни стало получить дозу эндорфинов. Важно вовремя обратить на это внимание и понять, что есть и другие вещи, которые приносят радость. Иначе у человека будут развиты нейронные связи, настроенные на получение эндорфинов только от спорта. В таком случае личность не сможет развиваться гармонично и будет сильно ограниченной.

– Однозначно ли положительно спорт влияет на самооценку?

– Самооценка – сложное динамичное свойство личности, подверженное постоянным изменениям. Всё зависит от потребностей и мотивов человека. Установлено, что в результате физических тренировок может измениться восприятие собственного тела и повыситься уровень самооценки. Адекватный уровень самооценки необходим для нормального психического функционирования человека, а физические нагрузки помогают взрослым и детям лучше себя оценивать – благодаря повышению общего уровня физической подготовленности, получению социального опыта, достижению поставленных целей.

Например, парень хочет подкачаться. И это не просто хобби, а потребность. Со своей физической формой он не встраивается в социальную жизнь или у него есть комплекс неполноценности. Он приходит в зал и сразу пытается взять большие веса, или выполняет много упражнений, или после прокачки пресса на следующее утро ждет «кубики» на животе, но они не появляются. Для организма это большой стресс. И человека ждут негативные впечатления от того, что он делал. Следовательно, могут появиться и проблемы с самооценкой. Здесь главное – четко понять, что это образ жизни, и не ждать быстрых достиженией. Тогда будет позитивный эффект. Основные принципы спортивных нагрузок – системность и постепенное увеличение.

– А могут ли занятия спортом изменить личность?

– Темперамент, тип нервной системы – экстраверт и интроверт – генетически предрасположенные свойства, которые никак не изменить. Нужно просто принять это и иметь в виду. Другое дело – не очень хорошие навыки коммуникации, которые благодаря занятиям спортом, а особенно командным, можно улучшить. Оставаясь интровертом, вполне реально быть коммуникабельным. Взрослому человеку, если у него до сих пор не сформированы навыки общения, будет сложно влиться в новый коллектив и перебороть себя. Но здесь главное – все-таки попытаться победить свой страх. А дальше в дело вступит окситоцин, который улучшит настроение, и страх со временем пропадет.

Черты личности человека, обусловленные средовыми факторами (т.е. приобретенными за время жизни), могут вполне успешно изменяться. Благодаря занятиям спортом и хотя бы маленьким победам над собой человек может стать более уверенным в себе и целеустремленным. Физическая активность активизирует работу нервных сетей, и они становятся гибкими. В результате у человека появляется больше энергии и оптимизма, он может радоваться мелочам: например, хорошей погоде.

– Правда ли, что человек может привыкнуть к чему угодно, в том числе и к регулярным занятиям спортом, ровно за 21 день?

– Правда. Одно из главных свойств мозга и центральной нервной системы – это нейропластичность. Человек в силах самостоятельно формировать и разрушать нейронные связи. Так появляются и пропадают привычки. И для становления этой самой связи нужны как раз 21 сутки. Этим объясняется и то, что, позанимавшись всего пару раз, не стоит ожидать, что ноги сами поведут вас в зал или на пробежку.

– Стоит ли ожидать, что регулярные тренировки радикально изменят ваш образ жизни?

– Из-за регулярных занятий хотя бы часть жизни человека структурируется и систематизируется. Психологически это очень позитивно. Ощущение того, что человек не может контролировать и влиять на какие-то аспекты – экономический кризис, природные катаклизмы, – зачастую вызывает стресс и психологические проблемы. Чтобы взять под контроль хоть что-то, человек ходит в тренажерный зал каждый понедельник, среду и пятницу. Он решил что-то сделать, составил план, успешно его реализует и ощущает контроль над собственной жизнью. Плюс к этому благодаря занятиям спортом у человека повышается самооценка за счет того, что он чего-то достигает. В итоге мы получаем хороший способ справиться с неконтролируемой стрессовой ситуацией.

– Если в тренировках столько плюсов, почему спортом занимаются далеко не все?

– Многие прекрасно знают, что полезно бегать по утрам. Но, кроме недостатка мотивации и пресловутой лени, важным остается социально-экономический фактор. Недостаток денежных средств – это материальный стресс. Только чувствуя себя финансово независимым, человек может позволить себе тратить время на развлечения и саморазвитие. Многие предпочтут сверхурочную работу пробежке или тренировке. Потому, как только условия жизни человека улучшаются, он начинает наконец обращать внимание на то, что деньги – это не главное. А здоровье у нас только одно.

Перепечатка материалов CityDog.by возможна только с письменного разрешения редакции. Подробности здесь.

Фото: CityDog.by, mota.ru.

ЧУП «Лабс Паблисити Груп», УНП 191760213

Почему спорт улучшает настроение

Теоретически всегда знал, что занятия спортом улучшают настроение, самочувствие и так далее. Об этом мы постоянно слышим из различных источников информации. Однако, не каждому и не всегда удаётся познать это на своём опыте. Никогда не был далёк от спорта, но прислушиваться к организму научился совсем недавно. Думаю, что этому мешала извечная спешка, современный ритм жизни, когда не то что на свои ощущения обратить внимание некогда, а не замечаешь порой, что происходит у тебя под носом.

В сентябре прошлого года, после длительного перерыва, я снова вернулся к тренировкам в спортзале. А уже примерно через три месяца, во время третьего тренировочного периода, неожиданно пришло чувство какого-то неописуемого воссторга. Тогда я занимался, впрочем как и сейчас, по программе full body. Это тренировки с целью проработки всех групп мышц. Так вот, в один из дней, примерно через 30-40 минут после начала тренировки, наступило состояние эйфории, сопровождающееся приливом счастья и удовольствия. Настроение после зала — как на седьмом небе побывал среди херувимов и серафимов.

Самое главное, что такие приливы счастья стали происходить на каждой тренировке. Но в чём состоит природа этого феномена, связанного с лавинообразным улучшением настроения после физических нагрузок? Оказывается, этому есть своё объяснение.

Физиология

Немного «полистав» Интернет, удалось выяснить, что способствует поднятию настроения производимый организмом человека белок, который называется нейротрофический фактор мозга или сокращённо — BDNF. Суть процесса состоит в том, что выполнение физических упражнений и испытываемые при этом нагрузки, наш мозг воспринимает как стресс. При этом, организм, пытаясь этому противодействовать, выделяет белок BDNF, стимулирующий развитие нейронов.

Кроме того, в состоянии стресса, вырабатываемые в гипоталамусе и гипофизе головного мозга эндорфины, приводят в действие опиоидные рецепторы, которые и снижают состояние стресса и дискомфорта, блокируя боль. Вплоть до ощущений эйфории и создания прекрасного самочувствия!

Видимо недаром, один мой знакомый говаривал когда-то, что занятия в качковом зале действуют, как наркотик, но только это полезный наркотик!

Хочу однако заметить, что получая удовольствие от занятий спортом, я не «выползаю» из тренировочного зала, падая от усталости. Тренировки ни в коем случае не провожу на пределе своих физических возможностей. Иначе, думаю, будет не до удовольствия, а наоборот, проклянёшь всё на свете.

Самооценка

Но, если отвлечься от биохимических процессов, происходящих в организме, могу отметить, что посещение спортивного зала просто-напросто повышает твою самооценку. Сама атмосфера способствует этому. Ты находишься среди сильных, позитивно настроенных людей, и сам исподволь стремишься быть таким же. Ты чувствуешь, что можешь идти к цели и добиваться результатов. Думаю, что занимаясь с гантелями дома, такого эффекта не достичь.

Точно такое же чувство возникает и на горнолыжном склоне, кстати. Окружающая обстановка заряжает. Помню, как однажды, предложил жене научиться кататься на горных лыжах. И получил категориический отказ: «Зачем?! Да ну! Дорогое удовольствие и т.д.». Но всё же удалось уговорить просто съездить на горнолыжную базу и просто посмотреть, погулять там. Уже вечером того же дня, я услышал от Лены: «Когда пойдем в магазин за лыжами и ботинками?».

Результаты

Кроме всего прочего, позитивный настрой и ощущение счастья возникают и при достижении определённого прогресса и результатов. Например, когда-то очень давно, я подтягивался на перекладине 15 раз. А осенью прошлого года решил проверить свои физические возможности и, повиснув на перекладине, с ужасом понял, что не могу познакомить свой подбородок с турником ни одного раза! Это был шок, полнейший! Как и почему такое могло произойти со мной?! Как было ужасно ощущать себя повисшим мешком дерьма!

И как же я был рад, когда неделю назад чисто подтянулся 7 раз! Конечно, и сейчас это не предел мечтаний, но прогресс есть, что вызывает во мне чувство радости и желание и дальше работать над собой.

В общем, хотите стать счастливее, улучшить настроение и свою самооценку? Как вариант — предлагаю заняться спортом. Помогает, проверено!

Спорт и настроение: правда и мифы

Считается, что плохое настроение, скуку и тоску можно победить, лишь заняв себя каким-либо действием. Многие расценивают это как призыв провести время, лежа на диване, с головой уйдя в интересный фильм или книгу, некоторые загружают себя работой. Попробуем разобраться какое влияние оказывают занятия спортом на наше настроение.

Как совместить приятное с полезным для организма и прогнать негативные мысли и ощущения с пользой не только для души, но и тела? Ответ один – нужно заниматься спортом!

Содержание:

Занятия спортом – залог хорошего настроения

Физические нагрузки непосредственно влияют на психоэмоциональное состояние человека. Проследить такую взаимосвязь можно даже на клеточном уровне. Во время занятий спортом мы начинаем активно двигаться, усиливается кровообращение и учащается дыхание. К клеткам поступает больше кислорода, а значит, пропадает чувство усталости и сонливости.

Этим фактом объясняется и то, что с ранних лет нам прививают знание о том, что зарядка должна стать неизменным атрибутом утреннего пробуждения человека. Она помогает не только размять мышцы и поддержать себя в форме, но и прогнать остатки сна и подготовить человека к встрече нового дня.

Всего лишь 15 минут элементарных физических упражнений во время утренней зарядки и негатив исчезает. Что же говорить о дополнительных занятиях спортом.

Любой вид спорта (вне зависимости от степени нагрузок, которые несут занятия) тренирует не только тело, но и мозг. Занятия спортом – отличная профилактика различных заболеваний, включая нервную систему.

Посвящая хотя бы два-три часа в неделю активным физическим упражнениям, можно навсегда обезопасить себя от неврозов и расстройств психики, стрессов и депрессий, а это – непосредственный вклад в свое хорошее настроение!

Подверженность эмоциональным и психологическим проблемам у сильных телом людей резко снижается, а шансы впасть в депрессию и не преодолеть жизненные перипетии – минимальны.

Спорт против тоски и одиночества

Кроме того, спорт – отличный способ завести новые знакомства. Любые групповые занятия сближают людей. Фитнес и аэробика, занятия боевыми искусствами в группе и даже совместные походы в горы (пусть это и нельзя выделить в отдельный вид спорта) станут не только профилактикой плохого настроения, но и методом расширить свой кругозор, пообщавшись с интересными и разноплановыми личностями.

Хотите научиться общаться с людьми и завести друзей? Спорт – отличный повод сделать усилие над собой. Кроме того, занятия в группе послужат толчком к самосовершенствованию, ведь зачастую в одиночку сложно заставить себя действительно работать. Как правило, люди, предпочитающие групповые виды спорта, ощущают себя частями одного целого и оказывают моральную поддержку друг другу. Найти человека, близкого по духу, – задача сложная, но по достижении цели чувство одиночества и тоски исчезнет из жизни навсегда.

Виды спорта для поднятия настроения

Спорт выступает отличным инструментом не только профилактики здоровья, но и помогает снять психоэмоциональное напряжение. В зависимости от настроения, нужно выбрать подходящий в данный момент род занятий.

Так, снять агрессию и раздражительность помогут такие виды спорта, как бокс, единоборства, кикбоксинг и другие, когда острые эмоции буквально выливаются в силу.

Научиться контролировать поток эмоций вам поможет йога. Таким образом, виды спорта, которые имеют различный механизм воздействия, могут привести к одному результату. Йога направлена на обретение душевной гармонии и покоя, на борьбу с негативом и стрессом, ограждение человека от плохих эмоций.

Выплеснуть негатив, который у вас накопился, можно во время занятий танцами. Танцы вдобавок делают тело гибким и пластичным. Занятия спортивными танцами позволят полностью раствориться в музыке, забыть проблемы, накопившиеся за день, обрести уверенность в себе и психологически раскрепоститься.

Взбодриться и улучшить настроение можно во время пробежек, велопрогулок и катания на роликах, коньках. Кроме того, что бег улучшает кровообращение и тонус мышц, в сочетании с великолепными пейзажами, свежим утренним воздухом (или наоборот, теплыми сумерками) он способен обеспечить заряд бодрости на весь день или расслабление и приятную усталость после тяжелого дня.

Подарить положительное настроение смогут и водные виды спорта: плавание, аквааэробика полезны в любом возрасте. Заряд адреналина обеспечат экстремальные виды спорта: пауэрлифтинг, дайвинг, парашютный спорт, паркур, альпинизм и т.д.

Отпускаем негатив во время занятий

При выборе вида спорта стоит ориентироваться, в первую очередь, на состояние своего здоровья и отсутствие противопоказаний (к примеру, хрупкость костей не позволит заняться экстремальными видами спорта; во время беременности прыжки и нагрузки придется также ограничить). Также, важный критерий при выборе вида спорта это психоэмоциональное состояние человека.

Занятия спортом дисциплинируют и повышают самооценку, уверенность в своих силах и веру в способность достичь большего. Радость к жизни появляется во время занятий на свежем воздухе: альпинизм и дайвинг, велоспорт и пробежки дают возможность побыть один-на-один с природой, выдохнуть весь негатив, выплеснуть плохое настроение во время физических нагрузок и насладиться красотой окружающего мира.

Занятия спортом призваны уравновесить нервную систему, закалить себя морально и физически, привести мысли и чувства в порядок, развить силу воли и целеустремленность. Отпустить негативные эмоции помогает гормон счастья – эндорфин, выработка которого усиливается во время интенсивных физических нагрузок. Помимо того, стройность и красивый рельеф тела еще никому не портили настроение!

Таким образом, спорт положительно влияет не только на физическое состояние и красоту тела, но и на настроение человека. Прилив сил, положительные эмоции и боевой настрой – лишь малая толика того, что происходит с человеком после даже недолгой тренировки.

Не откладывйте постоянно занятия спортом на следующий понедельник!
Дружите со спортом и хорошего Вам настроения!

Видео: Как мотивировать женщин заниматься спортом

Креативная реклама или как мотивировать женщин заниматься спортом.

Психология ребенка

  • Развитие ребенка
  • Статьи
  • Психология ребенка
  • 8 простых занятий для поднятия самооценки у детей

Советы родителям о том, как усилить положительное самовосприятие ребенка в игровой форме

8 простых занятий для поднятия самооценки у детей

«Я не смогу стать футболистом. Я слишком слабый», «Я такой никчемный, что не могу даже нормально учиться в школе». Если ваш ребенок часто употребляет подобные фразы, значит, он обладает низкой самооценкой.

Но вы не одиноки: во всем мире родители сталкиваются с такой проблемой. Задача родителей – вовремя помочь ребенку решить проблемы с самооценкой.

Рассмотрим, что такое самооценка и как ее развить.

Что такое самооценка

В психологии под самооценкой понимают субъективную оценку личности. Проще говоря, самооценка – это то, что мы думаем о себе. Важно ли то, что дети думают о себе? Да. Ребенок однажды станет взрослым. И тогда его самооценка будет играть важную роль в его жизненном выборе.

Самооценка может быть высокой или низкой. У детей с высокой самооценкой есть чувство собственного достоинства, положительный образ собственного «я» и уверенность в себе.

Самооценка не определяет шансы ребенка добиться успеха в учебе, но может повлиять на то, будет ли он чувствовать себя счастливым.

Развитие самооценки у детей

У детей самооценка развивается достаточно рано, и родители играют очень важную роль в ее развитии. Поскольку родители имеют наибольшее влияние на жизнь ребенка, все, что они говорят и делают, сильно влияет на его мышление. Рассмотрим несколько способов развить у ребенка здоровую самооценку.

  • Дети, которые чувствуют, что родители их любят и принимают, учатся любить и принимать себя. Когда вы обнимаете ребенка и говорите ему добрые слова, он чувствует себя любимым. Иногда для этого достаточно просто вашей улыбки.
  • Акцентируйте внимание на сильных сторонах ребенка, а не на недостатках. Поощряйте его использовать свои таланты и не чувствовать при этом смущения. В то же время помогите ребенку определить его слабости и найти способы исправить их.
  • Поощрять ребенка добиваться успеха хорошо. Но у нас не всегда получается быть успешными. Дайте ребенку понять, что иногда проигрывать – это нормально. Научите его справляться с неудачами и объясните, что успех – это не показатель ценности.
  • Развитие новых навыков может воодушевить ребенка. Научите ребенка новым навыкам, пусть даже не первостепенно важным (например, выращивать растения, готовить, менять колесо в машине и т.д.). Это повысит его самооценку.
  • Наличие выбора позволяет ребенку чувствовать себя хорошо. Время от времени давайте ребенку возможность выбирать. Это также учит его ответственности и дает понять, что каждый выбор связан с определенными рисками. Начните с малого: позволяйте ребенку выбирать одежду для прогулки, продукты, игрушки и т.д. И только после этого мотивируйте самостоятельно принимать жизненные решения.
  • Когда вы решаете какую-либо проблему (неважно, большую или маленькую), то испытываете чувство выполненного долга. Поэтому в следующий раз не пытайтесь решать проблемы за ребенка, а научите его самостоятельно справляться с ними. Это повысит уверенность ребенка в себе и чувство собственного достоинства.
  • Научите ребенка заботиться о себе и окружающих. Поговорите с ним о важности здорового образа жизни и необходимости заботы о самом себе. Научите его соблюдать правила личной гигиены и хорошо одеваться. Это повысит его уверенность в себе.
  • Дети от природы любознательны и стремятся пробовать все новое. Если ваш ребенок проявляет интерес каким-либо занятиям или видам спорта, не мешайте ему. Поощряйте ребенка пробовать новое, но предупреждайте его о возможных трудностях и рисках.
  • Например, если ребенок хочет заняться восточными единоборствами, позвольте ему сделать это. Но объясните ему, что для этого нужны практика и упорство, а это значит, что он должен будет рано вставать и тренироваться каждый день.

Поощрение важно, но похвала может принести больше вреда, чем пользы. Частое употребление слов «прекрасно» или «потрясающе» может иметь неприятные последствия для ребенка. Психологи утверждают, что слишком частая похвала мешает развитию самостоятельности у ребенка. Некоторым детям бывает некомфортно от того, что они слышат слишком много похвалы в свой адрес, и поэтому они могут специально прилагать усилия, чтобы доказать, что родители не совсем правы.

Игры и занятия для развития самооценки у ребенка

Похвала может не являться ключом к развитию самооценки и внутренней мотивации у ребенка. Но их можно развить с помощью игр. Рассмотрим некоторые из них.

1. «Я»

Любит ли себя ваш ребенок? Гордится ли он своими достижениями или только стыдится своих недостатков?

Это простое занятие поможет вам найти ответы на эти вопросы.

Вам понадобятся: диаграммная или чертежная бумага, старые журналы, клей, ножницы, фломастеры.

Как выполнять

1. Попросите ребенка написать на листе бумаги слова, которые его характеризуют. Это могут быть как положительные, так и отрицательные характеристики.

2. Затем предложите сосредоточиться только на положительных словах, которые люди говорили о ребенке.

3. Наклейте фотографию ребенка в центре листа бумаги.

4. Предложите ребенку заполнить место вокруг его фотографии положительными словами, которые его характеризуют.

5. Полученный коллаж разместите в комнате ребенка. Это усилит его положительное самовосприятие.

2. Перечислите жизненные достижения ребенка

Эффективный способ повысить самооценку ребенка – напомнить ему о его успехах.

Вам понадобятся: лист бумаги, ручка.

Как выполнять

1. Дайте ребенку бумагу и ручку.

2. Напишите на первом листе его жизненные достижения. Оставьте внизу место, чтобы можно было продолжить этот список.

3. Чтобы напоминать ребенку о том, что он обладает большим потенциалом, предложите ему каждый день перед сном рассказывать о своих достижениях.

Ежедневное перечисление достижений напоминает ребенку, что он способен на большее и развивает его уверенность в себе.

3. Положительный опыт

Это может быть групповое занятие, которым можно заниматься с друзьями или с семьей.

Вам понадобятся: ваза или коробка, карточки, место для игры.

Как выполнять

1. Предложите детям стать в круг и выдайте им по одной карточке.

2. Предложите детям записать свои имена на карточках и положить в вазу. Перемешайте карточки.

3. Каждый ребенок должен вытянуть карточку с чужим именем и написать на ней одно положительное качество этого человека.

4. Соберите карточки и снова положите их в вазу.

5. Верните карточки их владельцам и позвольте им прочитать, что о них написали другие.

4. «Я боюсь, но…»

Страх способен помешать человеку заниматься чем-либо. Это занятие поможет ребенку встретиться лицом к лицу со своими страхами.

Вам понадобятся: бумага и ручка.

Как выполнять

1. Попросите ребенка перечислить на бумаге свои страхи. Например, он может бояться ходить в бассейн из-за лишнего веса, выступать перед публикой или приглашать кого-то на свидание. Предложения должны иметь такой вид: «Я боюсь ходить в бассейн, потому что…», «Я боюсь выступать перед людьми, потому что…».

2. Второй шаг – представить, как ребенок делает то, чего он боится. Пусть он представит, как записывается в бассейн или выступает перед публикой.

3. Формируйте у ребенка привычку: каждый раз, когда он записывает свои страхи, он должен написать возможные результаты, если попробует это сделать. Вместе с негативными последствиями, он должен написать фразы типа: «Даже если я буду сильно волноваться, выступая публично, ничего страшного не произойдет». Это облегчит страхи ребенка.

5. Занятие для матери и дочери

Мать – самый сильный пример для подражания в жизни маленькой девочки. Это занятие поможет девочке повысить свою самооценку.

Вам понадобятся: ватман, фломастеры или маркеры.

Как выполнять

1. Сделайте два плаката, на которых напишите «Я» большими объемными буквами, чтобы внутри можно было вписать текст.

2. Подобным образом сделайте еще два плаката с надписями «Моя мама» и «Моя дочь».

3. Дайте дочери плакаты с надписями «Я» и «Моя мама» и предложите ей вписать в контур букв положительные слова о себе и вас. Остальные два плаката заполните сами.

4. После этого обменяйтесь плакатами и прочитайте, что на них написано.

Самая трудная часть этого занятия – мотивировать дочь написать что-то положительное о ней самой.

6. Ответственные обязанности

Ребенок развивает чувство собственного достоинства, зная, что ему доверяют. Лучший способ сделать это – поручить ребенку ответственную работу.

Как выполнять

1. Составьте список заданий, которые под силу выполнить вашему ребенку (например, поливать комнатные растения, гулять с собакой, пылесосить квартиру и т.д.).

2. Каждый раз, когда ребенок успешно выполняет работу, хвалите его, но не переусердствуйте. Если он допускает ошибки, помогите ему исправить их, но не акцентируйте на этом внимания. Это укрепит уверенность ребенка в себе и улучшит его самовосприятие.

7. Визуализация

Наши негативные мысли могут настолько тяготить нас, что мы не в силах представить себе что-то хорошее. Если ваш ребенок проживает именно такой период, ему поможет это занятие.

Вам понадобится: спокойное место, где ребенок сможет расслабиться.

Как выполнять

1. Узнайте, почему ребенок имеет негативное отношение к самому себе или чего он боится.

2. Например, если он переживает об учебе или занятиях спортом, сосредоточьтесь на этом.

3. Предложите ребенку представить и записать идеальный исход события, о котором он беспокоится.

4. Затем предложите ребенку закрыть глаза и представить, как он будет себя чувствовать, если это произойдет.

5. Предложите ему записать, как он себя чувствует, когда визуализирует идеальную ситуацию и то, что он думает о себе.

8. Изменение внутреннего диалога

Негативный внутренний диалог сильно влияет на уверенность ребенка в себе. Независимо от того, что говорят другие, ваше мнение о самом себе – это то, во что вы действительно верите. Это занятие поможет ребенку поменять негативный внутренний диалог на позитивный.

Вам понадобятся: бумага и ручка.

Как выполнять

1. Поделите лист бумаги на две колонки. В одной напишите: «Негативные убеждения», в другой – «Позитивные убеждения».

2. Предложите ребенку записать в первой колонке все негативные убеждение о самом себе, которые у него есть.

3. После этого помогите ему превратить негативные убеждения в позитивные. Утверждения должны быть четкими и соответствовать способностям ребенка.

Сначала вы можете показать ребенку пример. Расскажите ему, как вы меняете негативные убеждения о самом себе на позитивные.

Ваши убеждения ребенка в необходимости мыслить позитивно могут не сработать. Дети больше действуют на основе своих чувств, чем убеждений. Привлекать ребенка к действиям, напоминающим ему о его способностях, более действенно, чем рассказывать ему о позитивном мышлении. Помните, что вы имеете большое влияние на ребенка. Используйте это влияние, чтобы повысить его самооценку, но не переусердствуйте.

Пять упражнений для поднятия самооценки у ребенка

Объективная самооценка — это один из самых важных психологических аспектов развития ребенка. Он должен понимать, на что он способен, чего заслуживает и кем является. С рождения в каждом человеке заложен определенный уровень самооценки (CQ). Он корректируется в процессе жизни и часто выходит за рамки в плюс или в минус.

Чаще всего повышенная самооценка формируется у детей из-за местами неправильного отношения родителей. Но, как показывает практика, в жизни завышенная самооценка приносит не так много неудобств, как неуверенность в себе.

Поэтому современные психологи и педагоги разработали массу упражнений, которые помогают вывести самооценку из минуса. Научить ребенка адекватно оценивать свои возможности и придать ему смелости на то, чтобы самовыражаться, способен каждый родитель. Нужно только знать, что делать.

Мы собрали пять наиболее полноценных и многогранных упражнений для поднятия самооценки у ребенка в этой статье.

Игра «Копилка достижений»

Эту игру нужно продолжать долгое время, и эффект от нее чувствуется именно в перспективе.

Выберите вместе с малышом большую коробку, ящик или что угодно, куда можно складывать вещи, и визуально оформите это так, как захочет ребенок — наклейки, рисунки и тому подобное. Можно визуализировать на этом предмете мечты ребенка.

Теперь это ваша копилка достижений. Каждый день, вернувшись домой из садика или школы, ребенок должен вспоминать какое-либо достижение дня. Он хорошо ответил у доски, нарисовал красивый рисунок, сам оделся в садике и так далее — всё, что может быть ему важно, чем он доволен. Вы вместе записываете этот успех на бумажке и бросаете в копилку. Важно, чтобы даже в самом непримечательном дне ребенок находил что-то, что ему удалось.

Наполняющаяся копилка придаст ребенку уверенности в своих силах, ведь вот сколько всего он уже смог. А сколько еще сможет! Помогайте ему выбирать события, подробно расспрашивайте о том, как прошел его день, и хвалите за то, что достойно похвалы, даже за что-то совсем маленькое.

Эту игру можно использовать и для того, чтобы ребенок продвинулся в каком-то сложном деле, например, в изучении иностранного языка или в спорте.

Арт-терапия

Арт-терапия — это исследование психики и внутреннего мира через творческие проявления. Рисунки, лепка из пластилина или глины, аппликации — все, что нравится делать ребенку, идет в ход на занятиях. В легком творчестве на свободную тему раскрываются таланты ребенка. И если в процессе арт-терапии делать акцент на том, как хорошо у чада получается что-либо — хорошо раскрашивает, аккуратно лепит, отлично передает образ и так далее — это принесет свои плоды в повышении его самооценки.

Обсуждение результатов творчества и аргументированная похвала — верный способ вселить в ребенка уверенность в своих силах и возможностях.

Упражнение «Солнышко»

Это единоразовое упражнение, для него нужны альбомный лист и фломастеры или карандаши.

Попросите ребенка нарисовать на бумаге солнышко. Никаких правил или ограничений у него нет — любое солнышко в любой части листа. Затем пусть ребенок расскажет о солнышке: какое оно? Яркое, теплое, дарит свет и радость, желтое и так далее.

Затем скажите ему: «А сейчас представь, что солнышко — это ты. Какие у тебя есть хорошие качества?» Подпишите или пусть он сам подпишет на рисунке свое имя. Подрисуйте, если их мало, лучики и подписывайте каждый лучик тем словом, каким ребенок себя характеризует. Конечно, малыш не сразу сможет рассказать о своих достоинствах. Это и взрослым иногда тяжело сделать. Помогайте ему: скажите, каким добрым, умным, ласковым (или каким угодно еще) вы его считаете.

Позвольте ребенку преувеличить свои достоинства, если ему так захотелось. Это игра для настроения, никто не требует от него кристальной честности и объективности. И ни в коем случае не отрицайте чего-то хорошего, что он о себе скажет. Воспитывать и указывать на недостатки в поведении лучше в совсем другой момент, а не во время игры.

Сохраните рисунок солнышка с подписями и в те моменты, когда ваш ребенок будет сомневаться в себе, показывайте, какие достоинства помогут ему справиться с любым делом.

Домашняя доска почета

Это еще одна игра на несколько дней вперед, и ее активные участники — родители, а не ребенок. Именно вы должны показать малышу все прекрасное, что в нем есть. Выберите определенный период времени (оптимально — неделя или две) и организуйте в квартире доску почета для ребенка. Если в вашей семье несколько детей, то создайте доски почета для каждого из них, но играть нужно в разные недели, чтобы уделить внимание каждому ребенку индивидуально.

Доску можно сделать из того, что есть: лист ватмана на стене, меловая, маркерная или пробковая доска.

На выбранный период ребенок должен стать центром внимания в вашем доме. Все члены семьи будут отмечать его достижения и хорошие качества на этой доске почета. Вы можете писать на доске о том, как ребенок хорошо убрал игрушки, или о том, что он делает успехи в математике (или в любом другом предмете), что он всегда вежлив, что он добрый и так далее. Фиксируйте любой момент, в котором ваш ребенок себя хорошо проявил.

Если ребенок захочет, он может сам добавить что-то о себе на доску. В конце выбранного периода вы вместе пересмотрите каждую запись и похвалите его за достижения. Доску почета можно сохранить, чтобы обращаться к ней в периоды, когда ребенок печалится из-за чего-то или потерпел неудачу.

Придумай себе образ (имя) — ролевая игра

Предложите ребенку придумать себе имя или образ, который ему бы хотелось иметь. Скажите, что можно оставить и свое имя тоже. Спросите, почему ребенок выбрал то или иное имя, нравится ли ему свое имя, почему он хочет называться по-другому. Это упражнение даст вам новую информацию о ребенке: если он выберет себе другое имя и другой образ, то, возможно, его что-то не устраивает в собственном «я». В обсуждении вы сможете выяснить, почему так, что его беспокоит и что бы он хотел поменять.

Существует масса психологических упражнений для поднятия самооценки ребенка, но главное — любить и поддерживать его в любых обстоятельствах, грамотно хвалить и поощрять, общаться с ним на равных и объективно оценивать его успехи.

Читайте также:  Упражнения при миоме матки - какие можно и нужно делать
Ссылка на основную публикацию